ВВЕДЕНИЕ БИШКЕКОМ ПЛАТЫ ЗА ВОДУ ПРОТИВОРЕЧИТ МЕЖДУНАРОДНЫМ НОРМАМ – МИНИСТР ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

Он считает, что принятый парламентом и подписанный президентом Киргизии закон, который предусматривает принцип платности за воду, “закрепляет исходно незаконный принцип”. “Нельзя приравнивать воду к другим богатствам недр земли - это же не нефть, не газ, не минеральные ресурсы”, отметил министр.
Все международные соглашения, конвенции не примемлют этот принцип. К примеру, Меконг, Теннесси, Амазонка, которые протекают через несколько стран, находятся в совместном пользовании, и государства в соответствии с бассейновым принципом регулируют вопросы водопользования.Кроме того, у Казахстана и Киргизии по вопросам водопользования есть международные договоренности в рамках Центрально-Азиатского союза и СНГ, от которых стороны не должны отступать, и в соответствии с которыми стороны не должны причинять ущерб друг другу.В связи с этим А.Шукпутов подчеркнул, что Астана “будет резко излагать свою позицию Бишкеку по этому поводу”. Он не исключил возможности подготовки специальной ноты МИДа по этому поводу.Относительно возможности введения экономических санкций министр отметил, что этот вопрос находится не в ведении министерства. Но “мы бы очень не хотели, чтобы дело дошло до этого, поскольку вопрос достаточно сложный”, сказал А.Шукпутов.
Как ранее сообщалось, парламент Киргизии принял закон "О межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики". Согласно принятому документу, теперь Бишкек при осуществлении государственной политики в сфере использования водных ресурсов будет основываться на том, что вода как вид природного ресурса имеет свою экономическую стоимость и является товаром. То есть требование платы за водопользование в межгосударственных отношениях обретает законную силу.Однако в основополагающем соглашении о совместном использовании водных ресурсов, подписанном министрами водного хозяйства стран Центральной Азии 18 февраля 1992 года в Алматы, не затрагиваются вопросы компенсационных поставок за регулирование стока рек водохранилищами, построенными в Киргизии и Таджикистане.
По условиям подписанного 19 апреля этого года соглашения между правительствами Казахстана и Киргизии об использовании водно-энергетических ресурсов Нарын-Сырдарьинского каскада водохранилищ на 2001 год, Киргзия должна осуществить выработку и передачу в Казахстан 1 млрд. киловатт-часов электроэнергии. Кроме этого, в вегетационный период Бишкек должен подавать воду в объеме 1250 млн. куб. м. Казахстан, в свою очередь, в счет полученной электроэнергии и воды, должен поставить на ТЭЦ города Бишкек 618 тыс. тонн карагандинского угля и 20 тыс. тонн мазута. Фактически данное соглашение предусматривает только плату за электроэнергию, а о компенсации за полученную воду в нем не говорится.Объем ежегодно накапливаемой воды только в Токтогульском, Кировском, Орто-Токойском и Папанском водохранилищах Кыргызстана составляет почти 23 куб. км. По мнению депутаов парламента Киргизии, только 7% этого объема потребляет сама Киргизия, а вся остальная вода подается в Казахстан, Узбекистан и Таджикистан.По мнению киргизских депутатов и экономистов, за 9 лет долг соседних республик Киргизии за воду составил $140,8 млн. В то же время соседние государства в результате использования водных ресурсов Киргизии получили $7,6 млрд. чистой прибыли, считают в Бишкеке.