Не математики, физики, химики, биологи, конструкторы, программисты, технологи. Не те, кто создает технику и материалы нового поколения, придумывает новые двигатели для космических аппаратов или вакцины от смертельных вирусов. Не те, кто производит, лечит, строит. А ровно наоборот.
После экономического форума в Петербурге выпускник Московского инженерно-физического института, легендарного МИФИ, оставил в соцсети краткий, но яростный комментарий. Технаря возмутил выбор молодежного “лица” мероприятия – им стал фрик-тиктокер. “Неужели это герой нашего времени?!” – высказал недоумение парень.
Именно люди науки, вузовские преподаватели, бьют тревогу по поводу дикого перекоса в представлениях о том, какие профессии престижные, а какие нет. Как с болью отметил ректор Восточно-Казахстанского техуниверситета им. Д. Серикбаева Жасулан ШАЙМАРДАНОВ, выпускники массово выбирают направления, где нет технических дисциплин, лишь бы учеба была полегче, попроще.
– Падает уровень подготовки школьников по физике и математике, – поделился тревогой ректор. – Это тенденция. И особенно она видна в сельской местности. Абитуриенты приходят с очень слабыми знаниями. Ситуацию еще усугубляет демографическая “яма”, вызванная кризисом рождаемости в 1990-х. А ведь хорошие знания по точным предметам – это не вопрос побед на школьных олимпиадах. Это вопрос становления новых научных и инженерных кадров для отечественной экономики.
Университет принимает абитуриентов в надежде, что с сентября, с первого учебного дня, ребята приступят к освоению вузовских программ. Начнут получать сложные глубокие знания. На деле, по словам ректора, практически весь первый курс уходит на то, чтобы заполнить обширные пробелы в математике и физике и сформировать хотя бы базовый школьный уровень. Преподаватели просто за голову хватаются!
Другого выхода нет
Решением стало создание в школах инженерных классов. Принцип знакомый: если выпускники сами не идут к знаниям, значит, знания к ним в классы принесут вузовские преподаватели. Похожий опыт, к слову, неплохо показал себя в соседних российских Новосибирске и Барнауле. У сибиряков те же проблемы – потенциал технарей с годами истощается, а востребованность в них растет. TikTok головного мозга вместо литературы
– Инженерные классы – не для элиты, – пояснили в университете. – Если у ребят слабые знания, это не значит, что они – слабые. Важную роль играют среда, мотивация. Мы начинаем работать с детьми, когда они еще в 7-м классе. Даем, например, геометрию, чтобы развить пространственное воображение. Рассказываем об основных фундаментальных понятиях физики, чтобы сложилась научная картина мира. На каждом уроке подкидываем задачку по естественным дисциплинам, будим любопытство. Предлагаем подумать.
Если первые 2 года обучение идет где-то в игровой форме, много занятий по робототехнике, то в старших классах начинаются углубленные курсы математики, физики, программирования. Причем по образовательным программам бакалавриата. Главное – такие занятия с научными сотрудниками формируют инженерное мышление. Ребят с подросткового возраста учат применять технические знания в жизни, находить решения, если возникает проблема. И, конечно, подход совершенно иной, чем 20−30 лет назад. Скажем, те же чертежи выполняются не вручную, а с применением компьютерной графики.
Дома не хуже
На сегодня в школах Восточного Казахстана создано 11 инженерных классов. Вуз, помимо того, чтобы получить подготовленных абитуриентов, еще ставит цель – вообще получить учащихся. Ребята уезжают сотнями! Даже если дома высшая школа, как минимум, не хуже, чем средненькая столичная, а то и лучше, дети всё равно выбирают столицу или российские университеты. И назад, как правило, никто не возвращается. Это классическая образовательная миграция, когда крупные центры притягивают лучших.
Но ведь и в регионах нужны хорошие управленцы, технари, врачи, ученые!
Государство в этом плане уже оказало большую поддержку – подняло стоимость образовательного гранта с 350 тысяч тенге до 1 миллиона тенге. Само количество грантов в стране увеличено на 5 тысяч. Сейчас в университете еще запустили проект так называемого цифрового следа. Суть такая: каждый ученик инженерного класса, каждый участник школьных олимпиад и конкурсов, в том числе организованных вузом, оставляет в базе данных электронный след, причем уникальный. Это сведения о возрасте, успеваемости, школьных научных проектах, победах в предметных олимпиадах, круге интересов, увлечениях… Всё, вплоть до электронной почты. Вуз еще до окончания учебного года может начать работу с теми школьниками, в которых он заинтересован.
– Это новая модель профориентационной работы, – поделились опытом специалисты. – Заметьте, об агрессивной “охоте” на абитуриентов нет и речи. Всё очень мягко. Мы создаем для ребят в мессенджерах и соцсетях целевые группы. Там можно разместить профессиональную информацию, исследования. Показать образовательные траектории. Рассказать о профессуре, вузах-партнерах. Исподволь подвести к мысли, что можно получить развитие и реализоваться здесь, у себя, никуда не уезжая.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК