Второе место по коррупции: кто ответит за "кражу" знаний у школьников?

Что происходит сейчас в сфере образования, разобрался корреспондент медиа-портала Сaravan.kz.

В конце июня зампред Агентства по противодействию коррупции Дмитрий Малахов на совещании в ведомстве назвал самые коррумпированные  сферы в стране по итогам 2022 года. По его словам, «чемпион» здесь сельское хозяйство – 382 уголовных правонарушения. На втором месте система образования – 343 (143 персонажа уже осуждены).

Опять двойка. По поведению

В апреле этого года антикор и министерство просвещения договорились, что вместе проанализируют коррупционные риски в сфере образования. Тогда глава антикора Асхат Жумагали, озвучивая цифры правонарушений и преступлений, заметил: «Это тревожный сигнал. Поскольку коррумпированность руководителей создает эффект преемственности преступного поведения УК подчиненных… Подготовка к хищению бюджетных средств ведется уже на стадии формирования бюджетных заявок. В сговоре ответственные работники школ, отделов образования и другие лица».

Через пару месяцев ситуацию проанализировали. Выводы ошеломили обе договаривающиеся стороны.

Справка «Каравана»

За три года (2021-2023 годы) в образование вложили 12,1 триллиона тенге бюджетных средств (это без учета частных вливаний). «Сеятели» «разумного, доброго и вечного» умудрились украсть из них более 11 миллиардов тенге. Государству вернули пока только чуть более 5,2 млрд.

Наиболее изобретательные преступные схемы, по мнению антикоровцев, придумали в Алматы, Шымкенте, Кызылординской. Актюбинской и Алматинской областях. Самые крупные хищения зафиксированы именно там. В июне г-н Малахов озвучил их на межведомственном совещании. «Это происходило при покрывательстве руководителей отделов образования и государственных аудиторов», - сказал Малахов.

Впрочем, в других регионах «конкуренты» от «лидеров» тоже не отстают.

«В области Жетысу работники городского отдела образования за два с половиной года похитили 4,4 млрд тенге. В преступную группу входили руководитель и два бухгалтера отдела образования, а также 13 бухгалтеров школ. Хищения совершают, как правило, по следующему сценарию: начисляется зарплата намного больше, чем положено по должности. Затем ее переводят лицам, которые вообще не работают в школе. Начисляют зарплату на карт-счета сотрудника, а в платежках указывают фамилию другого лица, или деньги перечисляют родственникам и близким».

В Талдыкоргане  главного бухгалтера городского отдела образования антикоровцы подозревают в присвоении двух миллиардов тенге. «Она начисляла деньги «мертвым душам» и аффилированным лицам», - сказано в сообщении агентства. Гоголевский Чичиков, скупавший «мертвых душ» в России почти 200 лет назад, видимо, бьется и колотится в своем гробу от зависти.

Бухгалтеры отдела образования Алакольского района похитили в 2020 году около 80 миллионов. Через год в отдел нагрянули аудиторы ревизионной комиссии. И никаких нарушений не обнаружили. В прошлом году в отдел пришли специалисты департамента внутреннего госаудита. И опять все в порядке!

«Такие манипуляции, - подчеркнул Малахов, - стали возможными из-за отсутствия интеграции между школьными системами бухучета, Национальной образовательной базой данных и базой «Казначейство-клиент». Для исключения таких фактов по итогам совещания между уполномоченными органами подписана «Дорожная карта» по устранению коррупционных рисков в сфере образования».

«Дорожная карта» – это всего лишь договор о взаимопонимании между министерствами и чиновниками в регионах. И он не дает никаких гарантий, что на местах его будут соблюдать.

Доказательства? Как говорят учителя: «Все смотрим на доску»!

В Актобе один бухгалтер с 2018 года переводил себе на счета в виде зарплаты от 30 тысяч до десятка миллионов тенге. Всего «заработал» 390 миллионов.

Главбух одной школы в Алматы умудрилась перечислить себе и шести своим коллегам без малого 200 миллионов.

На исходе июля в Восточно-Казахстанской и Кызылординской областях задержали граждан, которые (естественно, небесплатно) «помогали» школьникам получить высокие баллы в ЕНТ. И – внимание! – преподавателям, которые проходили тестирование в рамках госпрограммы оценки знаний педагогов.

Чему могут научить школяров преподаватели, которые сами получили «левые» баллы?

Три замечания в дневник

Первое. В начале апреля президент Токаев на заседании правительства заметил, что «не стоит воспринимать государственное финансирование науки и образования, как кормушку». Это прозвучало предупреждением. Имеющие уши – услышали и поняли. Не умеющие включать разум – нет.

Справка «Каравана»

В отношении работников сферы просвещения в этом, для них особом, «учебном году» возбуждено уже более сотни уголовных дел. Коррупционерам от образования уроки не пошли впрок?

Второе. Этой весной в интервью ученый и педагог, эксперт ЮНЕСКО Василий Шахгулари  (язвительный, но очень точный в оценках специалист) сам начал забивать меня вопросами.

Например: «В науку до 2025 года направят 240 миллиардов тенге. Я пока не видел – на что именно? Возможно, в том числе на закупку компьютеров, ремонт и так далее. Как ими будут распоряжаться? В Казахстане есть министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. В Казахстане утверждена концепция развития науки до 2026 года. А в ней прописаны реальные программы – сколько денег, куда, на что направят? У нас принимают отличные по содержанию концепции. А где результаты? Кто-то ответил за нереализованные документы? Как вы это назовете?»

О коррупции в сфере образования Василий Вачикович говорить не стал («это не моя тема»), но напомнил старую историю. «Сколько неправильных учебников было написано, издано? А по ним учились миллионы детей. Сколько пришлось переписывать? Не тому, значит, учили? Авторы есть. Издатели – мы их тоже знаем. И те, кто подписывал эти учебники в печать. Свои деньги за это они получили. Кто-то из них ответил за этот брак?»

Третье. В 2024-2025 годах в Казахстане в рамках национального проекта «Комфортная школа» планируется построить 369 учебных заведений нового формата – на 740 тысяч мест. По словам министра просвещения Гани Бейсембаева, «в том числе в этом году 62 школы за счет средств, изъятых у коррупционеров. Это позволит окончательно решить проблему перегруженных классов, аварийных школ и трехсменного обучения».

Очевидно, в том числе и за счет коррупционеров от сферы образования?

Они не учатся!

Два года назад социопсихолог Алтай Абылгазин рассказал в интервью «Каравану», как коррупция влияет на уровень образования.

«В советские времена учителя знали, какая у них зарплата. И понимали, что выше не будет. Я сам через это прошел. Но чиновники всегда понимали, что тут есть кормушка… Потом ковид, «удаленка» – вот и понеслось. В министерстве просвещения, в министерстве высшего образования и науки не учатся на прежних ошибках. Наступают на старые грабли».

На этой неделе добавил: «То, что руководители отделов образования, директора школ не учатся на чужих ошибках – это недоработка, считаю, наших силовых органов. У нас в Казахстане («у нас» – значит, не совсем связь с родиной потерял. – Авт.) полно других сфер, пораженных коррупцией. Но эта, согласен, тяжело больная. И это сильно влияет на уровень обучаемости школьников. Их образованности, ментальности, понимания, как устроен мир. Если ученик узнает, что директор школы коррупционер – это удар по репутации учебного заведения. Если причастен педагог – еще хуже. Ученики не будут воспринимать его как наставника, которому можно верить. Вот вам прямая зависимость качества образования от коррупции»…

На прошлой неделе две работницы управления образования Шымкента, которых антикоровцы хлопнули на коррупции, по решению суда должны выплатить в госказну 36 миллионов тенге. Лишением свободы их не наказали. Но им пожизненно запрещено занимать должности на госслужбе.

P.S.

В прошлом году в Италии уволили директора школы – за то, что она зачислила в нормальную школу родственницу с девиантным поведением. За взятку. Так что не только в Казахстане образование коррумпировано.