Но в действительности призывает к сотрудничеству. Художникам моложе 35 лет, штурмующим столичную арт-сцену, советуют остановиться, чтобы внятно сформулировать свои цели. 600 молодых и дерзких представят своё искусство на 38 московских площадках согласно заявленной кураторами теме. Вторая биеннале молодых посвящена «Границам» и способам их преодоления. Рассказывают «Новости культуры».
Эдвард, Питер, Марк… Художник Вита Думчуте придумала имена каждому герою своей инсталляции. Белые воротнички, офисные работники – как куколки бабочек, как коконы, из которых не выбраться, не улететь.
«Это всё не бумага, не обольщайтесь, - говорит Вита Думчуте, - это уничтоженные мейлы, уничтоженные распечатки новостей. Проект называется «Коконы масс-медия» и посвящен тем ужасающим объемам информации, которые ежедневно в нас проникают, которые нас обволакивают, и соответственно из которых мы не можем выбраться».
Сказать, что для каждого из участников биеннале - это путевка в жизнь, значит обокрасть их в момент, возможно, зенита их славы. Не все из них станут Ван Гогами и Да Винчи, но если повезет и на их работу обратят внимание селекционеры профессионального искусства, из категории запасных можно сразу перейти в основной состав. Это значит, что будут персональные выставки, заказы и карьерный рост.
Куратор биеннале Дарья Камышникова говорит: «Я все время вспоминаю “Театральный роман” Булгакова, где сидели монстры и не пропускали новые молодые таланты. Может быть, мы и ошибаемся, и они не талантливы. Но если мы не покажем молодых художников, если мы не дадим им возможности выставиться, мы не узнаем, есть новое поколение или нет».
Кузница кадров, биеннале «Стой! Кто идет?», не знает пощады: если не получилось с первого раза, как говорят парашютисты, этот спорт не для вас. Здесь главное – произвести впечатление. Александр не имеет профессионального художественного образования, он закончил машиностроительный, сейчас доучивается на дизайнера, но сюда его позвали не случайно. Современное искусство – это уже давно не кисточки и краски, а, в первую очередь, оригинальная идея.
Смысл заключается в том, что сама ванна – граница между внешним миром и интимным внутренним миром, - рассказывает художник Александр Зайцев. – Когда человек в нее забирается, он пытается скрыться от кких-то внешних проявлений. Прототипом девушки в ванне вышла моя жена».
Если бы художественный талант большинства участников биеннале равнялся хотя бы половине их пламенной, великой любви к искусству, они, несомненно, превзошли бы в своей славе и Малевича, и Уорхола, и Дали. Вся вселенная представляется им гигантской арт-площадкой, где в ход идут и автомобильные фары, и буфет из мебельного магазина.
«С одной стороны, это достаточно гламурный комод, лакерованный, с какими-то золочеными сечениями, - рассказывает художница Ирина Дрозд, - а с другой, этот же комод превращается в гроб для разбитого автомобиля, от которого осталась только половина».
Статистика беспристрастна: львиная доля участников биеннале не станет профессиональными художниками: одни бросят сами, другие окажутся не способными. Но организаторы уверены, что хотя бы несколько человек из 600 участников смогут выйти из тени.
Биеннале открывает для молодых художников двери в большое искусство. Смогут ли они распахнуть эти двери, зависит от них самих.