ВТО. Куда качнет наш авторынок?

Разговоры о том, что после вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию упадут цены на автомобили и продукты питания, будоражат всю неделю. Но эксперты не исключают, что цены могут не только не упасть, но и подняться.

– Эта эйфория, что мы вступили в ВТО и цены к концу недели снизятся на 20–30 процентов, вызывает улыбку, – говорит глава Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ. – За 19 лет, что велись переговоры, толком никто из специалистов не видел и не знает, что обсуждали в высоких кабинетах. На каких условиях мы вошли во Всемирную торговую организацию, пока можно только предполагать.

Еще в 2011 году, когда мы планировали вступить в ВТО, ровно через год министр по делам экономической интеграции Жанар АЙТЖАНОВА пообещала, что пошлины снизятся до 18 процентов.

– В рамках единого таможенного тарифа импортные пошлины на автомобиль приняты на уровне 30 процентов, и после вступления наших стран в ВТО будет снижение импортных таможенных пошлин, начальный уровень обязательств сразу после вступления – в районе 23–25 процентов, и после определенного переходного периода мы спускаемся до 18 процентов, – говорила тогда Жанар Айтжанова.

Правда, планам чиновников сбыться не удалось. В 2012 году Казахстан не вступил в ВТО.

Если эти условия удалось сохранить за четыре года переговоров, то снижение цен может порадовать, хотя, возможно, только через несколько лет. Рассматривать ВТО как спасение автомобильного рынка – наивно. Были времена и получше. До вступления в Таможенный союз в Казахстане действовал льготный период, когда пошлины составляли всего около 10 процентов. То есть на 8 процентов меньше, чем обещает нам в заоблачном будущем ВТО.

Сейчас автомобильный рынок замер в ожидании чуда. Те, кто планировал купить авто, отложили сделки. Ведь при снижении до 18 процентов разница в цене на средний джип составит несколько тысяч долларов. Впрочем, эксперты предполагают, что сценарий развития событий может оказаться весьма неожиданным.

– Я смотрю на опыт России, когда в 2012 году она вступила в ВТО, тоже ожиданий было много, – отмечает Эдуард Эдоков. – Но по российским договоренностям снижение пошлины на авто произошло не одномоментное, процесс растянулся на 7 лет. Сначала снизили лишь с 30 процентов до 25. Но и тут появились сюрпризы. После вступления в ВТО ввели новые статьи расходов для водителей, ввели обязательный утилизационный сбор. Он не только нивелировал снижение пошлины на 5 процентов в России, но и в ряде случаев увеличил стоимость авто, поставляемых в страну. То есть после вступления  в ВТО цены не упали, а увеличились для импортеров. У нас в конце  прошлого года эти идеи уже прозвучали. Депутаты говорили, что, дескать, нам тоже надо утилизировать, вводить сбор.

Ввести такой же утилизационный сбор планировал Казахстан еще весной 2012 года. Об этом говорил Альберт РАУ, он занимал тогда должность первого вице-министра индустрии и новых технологий. Он даже озвучил цены, что плата за утилизацию может составить от 300 до 1 тысячи долларов. И подчеркнул, что казахстанскую сторону устраивает предложение России о введении на территории Таможенного союза сбора за утилизацию автомобилей. Правда, затем от идеи отказались. Но что мешает вернуться к ней снова? Ведь схема сбора денег из карманов обычных покупателей очень заманчивая.

– Российский утилизационный сбор показывает, что там идет лишь прикрытие под лозунгами за экологическую ситуацию, но уши торчат совсем из другого места, – говорит Эдуард Эдоков. – По оценкам российского рынка, для утилизации нужны огромные деньги, строительство десятков утилизационных комплексов, их до сих пор практически нет. Куда тогда уходят деньги с этого сбора? Некоторые российские эксперты предполагали, что они окольными путями попадают производителям российских авто. При этом деньги исправно вытаскивают из карманов обычных потребителей – покупателей авто. У нас ситуация может быть аналогичной.

Другой момент, вызывающий опасения, связан с тем, что обычные граждане так и не увидят выгоды от вступления в ВТО, зато изрядно могут навариться официальные дилеры. Возвращаясь к словам министра Айтжановой, напомним, что таможенные пошлины при вступлении в ВТО сразу начнут снижаться только на новые авто. Но тут – снова сюрприз. Совсем недавно принята странная мера – ввозить авто разрешено только официальным дилерам.

– Мы вступили в Таможенный союз, российские товары получили доступ на наш рынок, не успели казахстанцы насладиться снижением цен на авто, как эту лавочку прикрыли, – подчеркивает Эдуард Эдоков. – Вдруг появился техрегламент, куча ограничений, какие машины ввозить нельзя. Потом был пролоббирован запрет на ввоз авто независимыми импортерами. Теперь это могут делать только официальные автодилеры. Всем понятно, что это крупные салоны. Было много возмущения, кто-то даже говорил, что это нарушение антимонопольного законодательства, но норма так и осталась. Остался неясным вопрос, кто сможет получать лицензии как официальный автодилер? Если все процедуры заточены под наших гигантов-дилеров, тогда никакой мелкий независимый поставщик лицензию не получит. Ему выставят требования: условно говоря, шоу-рум 2 000 квадратных метров, крутую техническую станцию, десять длинноногих женщин и кожаную мебель. Естественно, такое лицензирование не способствует развитию конкуренции, которая обязательна для создания максимально удобных цен для покупателя.

Если все “козыри” останутся в руках единичных мегаавтодилеров, то не будут ли они единогласно решать, снизить ли цены на авто после “упавших” пошлин либо положить себе маржу в карман побольше?

– Есть вероятность, что те прелести, которые мы могли бы получить от Таможенного союза и вступления в ВТО, могут просто осесть в карманах дилеров, – высказывает опасения эксперт. – Крупным финансовым группам невыгодно продавать нам дешевые авто. Те, кто сидит на деньгах, всегда найдут, как получить большую прибыль. Поэтому любые положительные моменты для потребителя, которые предвещают снижение цен, так или иначе могут тормозиться. В свою пользу, разумеется.

Отчет аналитиков Ассоциации казахстанского автобизнеса показывает, что на автомобильном рынке страны продажи упали на 31 процент. И то ли еще будет?

– За первое полугодие 2015 года продан 53 081 автомобиль разного назначения. Падение рынка – 31 процент. Причем в июне продажи составили 8 889 единиц автомобилей, это уже на 40 процентов ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 5 процентов по сравнению с предыдущим месяцем, – сообщил президент Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрей ЛАВРЕНТЬЕВ.

Падение курса рубля и массовый закуп машин казахстанцами в России уронил официальный авторынок за период с января по июнь более чем на 10 процентов. Плюс недавнее расширение коридора курса доллара также затормозило сделки на рынке авто.

Алматы