27 ноября в отечественных СМИ появилась новость, что 16-летняя чемпионка Казахстана по фигурному катанию Гульжан Жумадилова собирает деньги на коньки. Сейчас спортсменка профессионально тренируется в Москве, и у нее не хватает средств на новые коньки стоимостью 400 тысяч тенге (около 1 080 долларов).
Однако собрать необходимую сумму она решила весьма оригинальным образом. Спортсменка запустила кампанию на краудфандинговой площадке Starttime, где любой человек может пожертвовать столько, сколько считает нужным. Даже если сумма ограничится 50 рублями.
Спортсменка также привела статью расходов: плата за лед составляет 75 тысяч тенге (чуть больше 200 долларов), коньки стоят 400 тысяч тенге, услуги тренера обойдутся в 150 тысяч тенге (400 долларов), костюм для выступлений обойдется спортсменке в 200 тысяч тенге (540 долларов).
Кроме того, Гульжан Жумадиловой необходимо постоянное присутствие рядом с ней мамы, потому как фигуристке всего 16 лет. В итоге вместо заявленных 400 тысяч рублей фигуристке удалось собрать 613 349 рублей.
В связи с этим редакция медиа-портала Caravan.kz вспомнила похожие случаи, когда казахстанцы использовали краудфандинговые платформы, дабы воплотить свои цели в жизнь.
КСТАТИ: краудфандинг - это финансирование различных проектов обычными людьми. Сбор средств, как правило, проводят онлайн на специальной web-платформе. В Казахстане эта система еще не так развита, как на Западе, однако некоторым нашим соотечественникам удавалось освоить эту платформу.
Персональный Интернет по всему миру в вашем кармане
В конце 2017 года на краудфандинговой платформе Indiegogo началась кампания Nommi по сбору средств на персональный Wi-Fi-роутер, предоставляющий быстрое подключение к Интернету по всему миру.
Nommi основан Кайратом Ахметовым - экспертом по телекоммуникациям и Аленой Ткаченко - специалистом по исследованию рынков и поведенческой экономике. Команда Nommi около года исследовала имеющиеся на рынке маршрутизаторы и разработала программную комбинацию, которая обеспечивает максимально простой и автоматизированный доступ к Интернету.
Интересно, что вместо запланированных 25 тысяч долларов к моменту завершения кампании нашим соотечественникам удалось собрать 92 587 долларов. Разработчики уверены, что в эпоху, когда коммуникация посредством Интернета стала важной частью нашей жизни, роутер Nommi станет незаменимым.
Покупателям будут доступны две модели роутера: обычная Nommi Slim и Nommi Power, дополнительно снабжённая переносным зарядным устройством. Заказ slim-версии на краудфандинге стоил 60 долларов, версии с пауэрбанком – 75 долларов, что примерно вдвое ниже цены, по которой инициаторы проекта планируют продавать устройство в рознице.
Робот из конструктора для детей
21 сентября 2015 года на Kickstarter с кампанией по сбору средств вышел стартап Robo Wunderkind. Компанию основал казахстанец Рустем Акишбеков.
Одна из основных задач проекта - объединение игры с обучением программированию и робототехнике. Компания предлагает самостоятельно собирать роботов из нескольких модулей и программировать на определенный функционал, отдавать команды через специальные приложения в смартфоне или планшете.
С планшета можно видеть передвижение робота, даже находясь в другой комнате. Также есть лазерная указка, гироскоп, LED-дисплей, сенсор температуры. К примеру, можно рисовать разные картинки на планшете, а робот будет выводить их на экран. Можно также запрограммировать робота подавать звуковой сигнал при изменении температуры в комнате.
Кампания этого проекта на Kickstarter завершилась спустя 38 дней, 30 октября. И в результате получены инвестиции в размере 246,6 тысячи долларов, хотя изначально планировалось собрать 70 тысяч.
Стильные часы в национальной казахстанской символике
Компания "Amir LTD." (Amir Watches) специализируется на производстве оригинальных коллекций часов в лимитированном тираже. Основателями проекта являются Жанибек Карсыбаев и Адиль Нургожин.
Часы особенны тем, что сборка производится в США, а дизайн готовится казахстанскими специалистами, что в конечном итоге дает часы высокого качества, выполненные в национальном стиле. 10 марта прошлого года Amir Watches вышли на Kickstarter, разместив предзаказ на новую линейку часов – Nomad.
Сумма, которую планировалось собрать на Kickstarter, составляла 20 тысяч долларов. Но проект оказался таким успешным, что привлек эту сумму всего за 5 часов. Представителям 27 стран, оказавшим финансовую поддержку казахстанскому проекту, удалось собрать 147 тысяч долларов, при этом около 25 процентов из них оказались соотечественниками.
В Казахстане продукт оказался более чем успешным, так как аналогов на отечественном рынке ему не было, а социальные сети мгновенно привлекли поток людей, желающих приобрести такие часы.
Первая в мире посуда, которую не нужно мыть
В апреле 2016 года житель Астаны Марсель Вильданов основал компанию на краундфандинговой платформе Kickstarter, где собирал средства на создание посуды, которая всегда остается сухой и её никогда не нужно мыть. По словам автора проекта, ежегодно люди тратят около 183 часов на мытье посуды и огромное количество денег на приобретение специальных моющих средств.
«Представьте, что вы бы могли потратить эти деньги и время на себя, а не на мытье посуды», - гласит лозунг компании г-на Вильданова. Эти столовые принадлежности созданы из специального материала, который отталкивает жидкость от поверхности. За счет этого она всегда остается сухой, и никакая еда к ней не прилипает, а чтобы вернуть ей идеальную чистоту, достаточно просто прополоскать тарелку под краном.
Но, к сожалению, не всем стартапам суждено воплотиться в жизнь. Из заявленных 10 тысяч долларов на производство, было собрано всего 769. Возможно, когда-нибудь этот проект и будет реализован, но пока его производство невозможно.
Летний детский лагерь на деревьях
В феврале прошлого года группа наших студентов, получивших образование за рубежом, развернула кампанию на платформе Indiegogo по созданию уникального летнего лагеря для детей всего Казахстана. Основной идеей создателей было сделать так, чтобы подрастающее поколение проводило летний отдых не перед экранами мониторов, а на природе.
По мнению авторов стартапа, нынешние лагеря отдыха для детей сильно устарели и уже не привлекают современную молодежь, посему этому сегменту необходим инновационный и оригинальный подход. Так и родилась идея создать лагерь, который располагался бы не на земле, а на деревьях. Кроме того, основатели проекта планировали обучать своих юных посетителей иностранным языкам, чтобы сделать отдых не только веселым, но и продуктивным.
Но реализовать эту идею также не получилось. Из заявленной суммы в 29 604 доллара авторам не удалось собрать ни копейки, и сейчас проект уже закрыт.