Среди экспертов лишь иногда возникают в неофициальных диспутах споры на тему объективен ли процесс вступления страны в ВТО, то есть обусловлен ли он реальными экономическими процессами и потребностью страны, или же это в большей степени политическое решение.
При этом мнения высказываются самые неожиданные. Например, известный депутат мажилиса, Валентин Макалкин, выступающий против такого рыночного атрибута как введения частной собственности на землю, в то же время поддерживает идею вступления в ВТО. По его мнению, сама идея ВТО есть ни что иное, как воплощение всегда существовавшего в международной экономике стремления к региональному разделению труда. То есть, в одном регионе или стране должны производить то, что наиболее рентабельно делать именно здесь, и экспортировать эту продукцию в другие регионы. Идея, которая в той или иной мере уже осуществлялась в таких больших национальных экономических системах, как США, Китай, СССР или сейчас выстраивается в Европе. И с точки зрения экономической философии с этим не поспоришь. Но если присмотреться к конкретным примерам, возникают сложные вопросы.
Что может производить Казахстан такого, что могло бы более или менее успешно конкурировать на международных рынках? Нефть, некоторые виды металлов. То есть то, что и так не плохо продается на экспорт, без членства в ВТО. Сложно представить, что даст в этом плане стране статус члена Организации.
Еще более важен вопрос отечественного внутреннего рынка, что ждет его в рамках ВТО? Это и есть главная тема всех дискуссий в Казахстане по этой проблеме.
На казахстанских прилавках и сейчас, когда мы еще не входим в ВТО, преобладают иностранные товары, будь то продовольственная группа, продукция легкой промышленности или тем более бытовой или технический ширпотреб. Очевидно, что необходимо отстоять право на применение мер, защищающих своего товаропроизводителя. Об этом говорят все участники дискуссий. Но при этом, понимая, что возможности в этом вопросе у Казахстана ограничены, что на переговорах мы неизбежно окажемся слабой стороной, говорится о применении этих мер на "переходный период". Как долго он может продлиться? Очевидно, что многих лет те, кто определяет политику в ВТО, нам не дадут. А сможет ли разваленная десятилетним кризисом промышленность подняться за три, пять, семь лет?
Да и не все можно будет в принципе подготовить к усилению конкуренции на внутреннем рынке. Так, западные эксперты выражают сомнения, что Казахстан сможет выговорить себе на переговорах по вступлению в ВТО какие либо льготы для сельского хозяйства. А теперь представим, что на нашем рынке сельскохозяйственной продукции со вступлением в ВТО появляется мука и сахар из Китая, рис из Китая же, а также Индии и Пакистана. Это вовсе не фантастика, ведь страны эти, в общем, не далеко от нас, а Китай вообще рядом. Есть и транспортные коммуникации для выхода их товаров на наш рынок. Может быть, какие то из этих продуктов и качественнее отечественных, какие-то даже дешевле. Но что делать в этом случае отечественным рисоводам и хлопководам? Ведь не правительства же стран-импортеров и не секретариат ВТО должен платить им пенсии и пособия по безработице.
Еще один важный момент, это рост цен на энергоносители на внутреннем рынке. Некоторые эксперты предполагают, что в случае вступления в ВТО это неизбежно. Последствия для экономики, коммунальных служб и населения представить не сложно.
Иностранные эксперты говорят о том, что негативное воздействие на те отрасли нашей экономики что могут пострадать от вступления в ВТО можно нейтрализовать в ходе переговоров по вступлению. Но для этого необходимы опытные эксперты, ведь сами иностранцы говорят, что это очень сложная процедура, требующая большого опыта переговорщиков. Вспомним, как сегодня некоторые известные отечественные эксперты, участвовавшие в подготовке нефтяных контрактов с иностранными компаниями в середине 90-х годов, объясняют невыгодность ряда позиций для Казахстана тем, что у экспертов тогда не было необходимого опыта. Не повторится ли эта ситуация теперь с вступлением в ВТО?
Невозможно не согласиться с казахстанским экспертом Адилем Джунусовым что кроме продукции добывающей промышленности Казахстану по существу нечего предлагать на мировом рынке. "Сегодня мы не имеем серьезных аргументов о выживаемости предприятий в случае вступления в ВТО по отраслям промышленности", заявляет эксперт. Поднята им еще одна важная проблема, до сих пор уходившая из поля зрения во время дискуссий по ВТО - региональный аспект последствий, т.е. как отразится вступление в ВТО на отдельных регионах Казахстана, ориентированных в большей степени на определенные отрасли экономики. Эксперты предполагают, что в ряде регионов, где сконцентрированы те отрасли производства, что наименее конкурентоспособны с импортной продукцией, социальные последствия вступления в ВТО могут оказаться очень тяжелыми, в частности вероятен рост безработицы. Звучит даже тема "опасности социального взрыва". Абсолютно необходимо провести анализ результатов членства Казахстана в ВТО по отраслям и регионам страны, но к этой работе еще даже не приступали, а вступление в Организацию уже не за горами, ведь мы должны сделать это синхронно с Россией, которая намерена стать членом ВТО уже в следующем году (тоже подозрительная спешка для общего экономического эффекта). Кстати, в Китае, вступление которого в ВТО стало хрестоматийным примером всеобщей необходимости этого, предполагается двукратный рост безработицы в результате этого шага.