Встряска отдельно взятого министерства

Министр финансов Наталья Коржова, отметившая недавно на своем посту 100 дней, полна решимости бороться с многочисленными недостатками в работе и досадными упущениями.
Это кажется, что министерство финансов следит только за исполнением бюджета и государственных программ. На самом деле в нем сосредоточено множество функций - начиная от налогового администрирования и заканчивая управлением государственного имущества.
На последней коллегии министерства его глава четко обозначила ориентиры улучшения работы комитетов, входящих в Минфин. И хотя болевых точек оказалось до неприличия много, мы выделим лишь три направления, по которым министр намерена двигаться, чтобы навести порядок в министерстве.
Во-первых, по мнению Натальи Коржовой, необходимо существенно повысить качество оказываемых услуг. Это касается практически всех подразделений министерства, но в первую очередь - налоговых органов.
В апреле произошел досадный инцидент: многие налогоплательщики, последние годы сдававшие отчетность в электронном виде, лишились этой возможности из-за аварийной ситуации на маломощных серверах Налогового комитета. Поэтому министерство намерено продолжить работу по автоматизации налоговых органов и оснащению их современным оборудованием. Правда, для этого нужно адекватное финансирование. Дополнительные средства понадобятся и для обустройства так называемых Центров приема и обработки информации. На эти нужды требуется значительная сумма - 1,3 миллиарда тенге. В этих центрах планируется сосредоточить обслуживание населения - там будут оказываться все услуги, кроме выдачи РНН. РНН можно получать в центрах обслуживания населения (ЦОН).
Во-вторых, Минфин собирается навести порядок по исполнению государственного бюджета. Здесь фронт работы обеспечен органам таможенного контроля.
Одной из проблем таможенного оформления является недостоверность декларирования и занижение таможенной стоимости, произвольное изменение наименований товаров, квалификационных кодов товаров, что приводит к искажению таможенной статистики и недобору таможенных платежей и налогов.
Чтобы решить эти проблемные вопросы, Минфин планирует ввести в практику терминальную обработку товаров, обеспечить "зеркальную" статистику с таможенными службами зарубежных стран, применять в работе систему управления рисками с целью создания добросовестным участникам внешне-экономической деятельности благоприятных условий.
Применение системы управления рисками позволит минимизировать человеческий фактор за счет упрощения таможенных процедур.
В-третьих, Минфин поставил своей целью наладить финансовую дисциплину и порядок государственных закупок. "Финансовые процедуры должны быть просты и понятны, равно как и неотвратимость наказания за их нарушение", - считает Наталья Коржова.
Комитет финансового контроля и государственных закупок подготовил проект закона "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты по вопросам государственных закупок", однако, по мнению главы ведомства, этот законопроект требует переработки на концептуальном уровне. Он сохранил концепцию жесткой регламентации процедуры государственных закупок, что не только не оправдывает себя, но и негативно отражается на своевременности освоения выделенных средств и выполнения мероприятий, предусмотренных в паспортах бюджетных программ и планах развития компаний.
Поэтому комитету дан срок до 1 августа 2006 года переписать законопроект с учетом предстоящего вступления Казахстана в ВТО и внедрением системы электронных закупок с 2007 года, когда должна быть создана единая база данных государственных субъектов, обязанных осуществлять закупки товаров, работ и услуг за счет имеющихся в их распоряжении денег.
Кроме ответов на глобальные вопросы, Минфин отвечает и на повседневные вызовы. Тема, набившая оскомину - многочисленные налоговые проверки - получает следующее продолжение. Министр полагает, что необходимо сократить количество налоговых проверок, повысить качество и результативность. Кроме того, следует завершить работу по обеспечению методической базой проведение проверок, которая должна четко определить процедуры отбора проверяемых налогоплательщиков, взаимоотношения налоговиков и налогоплательщиков при проведении проверок и т.п.
"Выбор налогоплательщиков для проверки и сама налоговая проверка должна основываться на глубоком предварительном камеральном анализе (на основе имеющейся налоговой отчетности), что даст возможность исключить человеческий фактор при их планировании", - убеждена Наталья Коржова.
Что касается высокой текучести кадров, которая отмечается особенно в таможенных органах, то, по мнению министра, механическое обновление кадров на местах принципиально не решает вопрос борьбы с коррупцией.
Между тем кадровые ротации в таможенном комитете достигают 60 процентов штатных должностей в год. Кадровая практика комитета и его территориальных подразделений часто нарушает требования норм государственной службы, что недопустимо.
В настоящее время готовится Концепция развития таможенной службы РК на 2007-2010 годы, и в ней должна быть четко прописана кадровая политика.
Новая кадровая политика, впрочем, необходима не только отдельно взятому комитету, но и министерству в целом. Основные принципы здесь известны и просты, но почему-то пока не выполняются.
Во-первых, нужно соблюдать объективный подход по назначениям (выбирать не своих людей, а наиболее достойных).
Во-вторых, ротация кадров должна быть продуманной.
В-третьих, поддерживать принцип обратной связи в кадровой работе.
Встряска отдельно взятого министерства - это показательный урок и для других ведомств, пока еще не выстроивших свою работу так, как это должно быть.
Наталье Коржовой такие полномочия были даны президентом. Но это вовсе не значит, что другие министры могут сидеть и ждать, когда им велят навести порядок.
Хорошие управленцы никогда не ждут указаний сверху или подсказок снизу.

Фото с сайта www.liter.kz