Народ давно привык к тому, что его слуги различных рангов отгородились стенами помпезных зданий и высокими заборами со шлагбаумами и охраной. Делается это под предлогом соблюдения государственных интересов и обеспечения безопасности. Может быть, это и так, но обратить внимание хочется на другое.
Люди, обивающие эти самые пороги, не понаслышке знают, как трудно попасть на прием к тому или иному чиновнику. Предварительная запись зачастую делается за месяц вперед. При этом, как отмечают граждане, большинство помощников акимов, министров, председателей судов, прокуроров ведут себя в отношении к посетителям как истина в последней инстанции. Просьба записаться на прием переходит чуть ли не в допрос с пристрастием. А если человек одет просто, ведет себя скромно, свою проблему излагает, как будто бы заранее извиняясь, то хозяин положения особо церемониться не будет. Если же посетитель держится уверенно, то и отношение к нему уже другое. А как же иначе – вдруг окажется, что за ним кто-то стоит?
Порой посетителям, которым все же посчастливилось записаться на прием, ставятся условия о соблюдении некоего дресс-кода, необходимого при посещении чиновничьих кабинетов. Людям напоминают, что желательно, чтобы они приходили на прием в строгой деловой одежде. Вроде бы ничего странного в этом нет. Только вот ситуация ситуации рознь. Если человек приехал в столицу из глубинки, где заработная плата не выплачивается месяцами или выдается натуральными продуктами, то ему не до этикета или дресс-кода. И получается, что его внешний вид может помешать быть выслушанным чиновником? Не говоря уже о том, чтобы ему помогли в решении его насущной проблемы. Ведь, по большому счету, все эти посты охраны – с металлоискателями и рамками, с досмотром содержимого сумок, многочисленными бюро пропусков – усложняют и без того громоздкую административную машину. К тому же сопровождать посетителей по властным коридорам опять-таки должны только служащие министерств и ведомств, с первого и до последнего момента. Как бы человек не туда не завернул.
Еще больше вопросов вызывает то, что сами чиновники, обязанные вести прием, либо перепоручают это подчиненным, либо окружают себя свитой, изначально своим поведением воздвигая стену непонимания и неприятия. Вот и выходит, что, получая заработную плату на деньги налогоплательщиков, функционеры о них думают лишь как о назойливых просителях. Как рассказала одна наша читательница, на прием к акиму она не может попасть четвертый год. А отчетные встречи акимов с населением давно уже стали притчей во языцех. Декларируется, что попасть на них может любой желающий. Но, как только доходит до дела, выясняется, что присутствующие жители городов и поселков должны быть указаны в неких списках, а остальные жаждущие встречи с акимами различных рангов могут проходить мимо… Жаль, что над этим служители народа не задумываются. А ведь люди все видят и понимают. Сколько раз министры или акимы сообщили, кого и по какому вопросу они приняли? А ведь именно доступность информации позволяет гражданам убедиться в том, что принимают не только своих, но и проблемы простых людей решают.
В европейских странах многие чиновники ездят на службу в общественном транспорте, одеваются скромно, беседуют с гражданами на улице. Напрямую узнают о наболевших проблемах общества и стремятся их оперативно решать. Даже для посетителей таких всемирно признанных организаций, как Европарламент или Генеральная Ассамблея ООН, нет столь жестких ограничений, какие придумывают отечественные чиновники, получившие ранг чуть выше среднего.
Наша страна стремится попасть в 50 самых развитых стран мира. Многое для этого делается. Но до тех пор, пока любой гражданин лишен возможности нормального диалога с представителем власти, преодолевая полосу препятствий в этом испытании, дело далеко не сдвинется.