О цензуре и “обрезаниях”
Дядя Юра Шевчук стал гвоздем фестиваля. Правда, чтобы организаторы смогли уложиться в отведенный временной регламент, “ДДТ” пришлось сократить свой блок, после того как полтора часа на сцене жег “ансамбль песни и пляски” под руководством Ману Чао.
Второй раз выступление Шевчука подверглось “обрезаниям” стараниями татарских телевизионщиков. Транслируя в эфире главного республиканского канала с некоторой задержкой видео с фестиваля, они убрали песню “ДДТ” со словами “Когда закончится нефть, наш президент умрет”. Кстати, этой же вещи уже доставалось от федерального российского канала “Культура”. Правда, там эту строчку искусно подменили инструментальным проигрышем...
“Без любви мы – усталость”
Со своей разоблачительной работой Шевчук успевает на разных фронтах. То он появляется с приветственным словом на “Марше несогласных” (это акция оппозиционного объединения “Другая Россия”, выступающего под лозунгами “Россия без Путина” и “Россия без Медведева”), то при каждом удобном случае клеймит попсу. Доставалось порой и нынешним участникам “Сотворения мира”. Многие недоумевали, как же это Юрий Юлианович решился выйти на одну сцену с “кривлякой” Лагутенко, чего раньше не случалось. Да и вообще, как согласился участвовать в мероприятии под руководством Андрея Макаревича, регулярно появляющегося на провластных каналах и принимающего награды от первых лиц.
Очевидно, миротворческая идея “Сотворения мира” сделала свое благое дело, и во время общения с прессой Шевчук объяснил свое появление в Казани:
– Так ведь “Мумий Тролль” живьем же поет, не под фанеру. Я обычно говорю, что мы не играем там, где звучит фанера. Наше табу — это корпоративы, какие-то партийные съезды. А тут живая музыка. Тем более фестиваль с таким замечательным смыслом. По этому поводу мне сразу вспомнились стихи. Свои стихи, чужих не помню. “Без любви мы – усталость последнего дня творения”. То есть мы ничто. Вот и фестиваль называется “Сотворение мира”, а сотворение мира закончилось сотворением человека. Это очень важно для меня, и поэтому я с удовольствием здесь сыграю.
Тезисы “правдорубца”
Продолжая мысль Макаревича о том, что музыканты способны договариваться лучше, чем политики, Шевчук отметил, что конфронтация неизбежна и в музыкантской среде: “Любой художник необъективен, да и слава Богу. Он даже не имеет возможности быть объективным, потому что каждый идет своей дорогой. Но самое главное – в результате ссор музыкантов не страдают народы”.
Молодые журналисты, желающие услышать от правдорубца что-нибудь на злобу дня, все не унимались: “Почему в современной России во многих областях произошел такой откат? Будь-то в политической сфере или общественной. Нравственная деградация...”.
– Нравственная деградация? Ну, знаете, времена перемен... – задумался Шевчук. – Хотя, во-первых, она не произошла. Вот и вы здесь сидите со светлыми глазами, да и мы ничего. Конечно, где-то деградация происходит. Но послушайте мой новый альбом, который будет записан к декабрю. Там очень много размышлений об этом. И о России, которая встает с колен и садится на попу...
“У нас кризис – каждое утро”
В другом своем спиче дядя Юра объединил две свои излюбленные темы – “Родина” и “Попса”:
– Все говорят, мол, я против попсы. Да против нее просто смешно быть. Это же бред собачий. Против кого воевать-то? Против этих мосек? Просто печалит, что ни на экране, ни на радио нет вещей гражданского содержания, их вообще вырезали. Но народ все больше и больше слушает песни про то, как “быть или не быть”, а не про “спать или не спать”.
Также лидер “ДДТ” сравнил нынешнее состояние России с лучшими брежневскими временами. А на вопрос корреспондента из газеты для заключенных очень мрачно пошутил: “Так у меня на зоне концертов больше, чем на воле (смех в зале). 25 июля состоится мой творческий вечер в пермском лагере. У вас еще есть время туда попасть...”.
Высказывание Шевчука о кризисе также претендует на крылатость: “У нас в стране кризис каждое утро. Мы все к нему привыкли и живем нормально”.
“Главный интерьер – вид из окна”
Серьезные рассуждения мэтра вдруг прервала журналистка издания, посвященного домам и интерьерам.
– Вы художник по образованию, участвуете ли вы в создании интерьера вашего дома или доверяете это профессионалам? (Смех в зале.)
– Самый главный интерьер для меня – это вид из окна. В свое время я искал квартиру четыре года, знаете почему? Чтобы виды из окна посмотреть. Я дал объявление, что ищу квартиру, и потом ходил, наблюдал Петербург с разных ракурсов. С Невского проспекта, Моховой, Петроградской…
Девушка из зала все продолжала выполнять свое редакционное задание: “А вы любите менять обстановку в своем доме?” Шевчук под всеобщий хохот принял эту игру: “Да, я же каждый день мебель передвигаю! Делать-то больше мне нечего!”.
Напоследок мэтр русского рока изрек одну из своих любимых фраз, которая принадлежит бывшему гитаристу его группы Андрею Васильеву: “Звезда — это когда лучи мешают в трамвай заходить”. Громкие аплодисменты. Занавес.
Артем КРЫЛОВ, Казань – Алматы, (фото автора)