Вспомнить то, что нельзя забыть. 1994

“КАРАВАНУ” в этом году тоже исполняется 30 лет. Перелистаем страницы Независимости вместе?

Часть I

Президент и парламент: нашла коса на камень

В марте впервые в Казахстане на многопартийной основе был избран профессиональный парламент, который возглавил Абиш Кекилбаев. В зале – 177 мест, сформированы партийные фракции: Союза “Народное единство Казахстана” (СНЕК – 32 чел.), партии “Народный конгресс Казахстана” (НКК – 22 чел.), Социалистической партии (12 чел.) и Федерации профсоюзов (12 чел.), а также 14 депутатских групп. Впервые в истории Казахстана политические партии и движения получили доступ к реальным рычагам власти. Много новых лиц и новых мнений, а разногласия – прежние: дебаты между консерваторами (их было больше) и либералами длились часами. Виной всему – не совсем удачно прописанная Конституция, принятая годом ранее. Кто в стране главнее: парламент или Президент? Бушует кризис, экономика рушится, а законодатели принимают порой откровенно популистские решения. Например, поднять зарплаты рабочим простаивающих предприятий и финансировать социальные программы. За безответственные законы, одобренные депутатами, ответственность несла исполнительная власть. И это на фоне почти пустой казны.

Нурсултан НАЗАРБАЕВ присутствовал почти на всех заседаниях, пытаясь убедить законодателей (в том числе и в ходе личных встреч) принимать законы трезво и с прицелом на годы вперед. Не помогало. Спустя время стало известно, что по инициативе Президента между Верховным Советом и правительством был подписан меморандум о взаимодействии. Но он так и не заработал, а конфликты продолжились. Адекватно решать системные проблемы по переходу республики на рыночные рельсы и выводу из кризиса этот парламент не сумел. И тут Конституционный суд вдруг “признал не соответствующими Конституции некоторые нормы избирательного законодательства, в соответствии с которыми проходили выборы депутатов”. Сами проморгали, когда писали Основной закон? Давайте, до свидания! Просьба освободить помещение.

Про танки и Таньку

Верховный Совет 13-го созыва функционировал с апреля 1994-го по март 1995 года. Но решением Конституционного суда парламент был признан нелегитимным из-за нарушений Кодекса о выборах, кандидат в депутаты Татьяна Квятковская подала иск с требованием признать недействительными выбо­ры по Абылайхановскому избирательному округу Алматы. Там-де были нарушения. Да и не только в нем, как выяснилось позднее. Стало быть, и все выборы нелигитимны.

Народный поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, который много лет дружил с Квятковской, так охарактеризовал ситуацию: “Для разгона парламента в России потребовались танки. В Казахстане оказалось достаточно одной Таньки”.

Итог: Верховному Совету, как и представительным органам на местах, пришлось объявить о самороспуске. По декабрь 1995 года Казахстан жил без главного законодательного органа страны. Все законы принимал глава государства – в виде своих указов.

В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция РК, в которой понятие “парламент” впервые закрепили официально. С тех пор парламент состоит из 2 палат: сената и мажилиса, действующих на постоянной основе.

Мы обречены быть вместе

29 марта Нурсултан Назарбаев на лекции в МГУ озвучил свою идею создания Евразийского альянса – на основе Единого экономического союза и оборонной политики бывших советских республик. “Назрела необходимость, – сказал он, – в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах. Ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать 2 ключевые задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики”.

После “развода” СССР не все главы бывшего Советского Союза восприняли идею Назарбаева правильно. Через год – вдумались. Еще год – и предложение лидера Казахстана начало обрастать “мясом”.

Не дали газу

Петропавловск одним из первых в стране столкнулся с газовым кризисом. Газовики не сводили концы с концами, обвиняя в этом население, которое не платит. Исправить ситуацию пытались депутаты.

Городской маслихат обратился к жителям с просьбой срочно погасить долги по счетам. “Газа в городе осталось на 2 дня. Для его покупки в России нужно 17,5 миллиона рублей. Если не удастся собрать эту сумму, снабжение будет остановлено”, – истерили народные избранники.

Старожилы вспоминают, что на призыв депутатов тогда массово откликались только пенсионеры. “У многих не было работы, кто-то не получал зарплату. Нам просто нечем было платить за коммуналку, поэтому и долги”, – говорит Светлана Сидорова, в то время старшая по дому в одной из многоэтажек. Нужную сумму не собрали. И это было начало самых больших газовых перебоев. Вспомнить то, что нельзя забыть: что происходило в Казахстане в 1992 году

“В нашем газгольдере газ заканчивался чуть ли не каждые 3 дня. Смесь пропана с бутаном привозили очень низкого качества, зимой газ просто перемерзал. Ждали потепления, – вспоминает домоуправительница. – Из-за отсутствия газа жители готовили еду на кустарных электроприборах. Это оборачивалось массовыми пожарами. Вскоре стало понятно, что проблема глубже, чем просто долги населения. А газовую отрасль начали лихорадить бесконечные реорганизации. К лету 1997 года это привело к катастрофической ситуации. Продажа газа потребителям, в основном это жители многоэтажек, была практически прекращена. Во многих областных центрах – Караганде, Акмоле, Кокшетау и других – вопреки здравому смыслу и нормам безопасности люди из многоэтажек стали покупать газ в баллонах. Многие готовили ужин во дворах, на костре.

Был бы спрос…

17 октября акимат Костаная запретил продавать водку китайского производства, так как “из-за ее чрезмерного злоупотребления зафиксировано несколько летальных исходов”. И тогда народ перешел на самообеспечение: предприимчивые граждане приобретали спирт “Royal” и смешивали его с водой. На базаре легко можно было купить самодельные крышки и этикетки. Несмотря на запрет, самопал уходил влет: если есть спрос, то появилось и предложение.

Первое “белое” золото

В 1994 году в норвежском Лиллехаммере сборная Казахстана впервые выступила на Олимпиаде отдельной командой. Поскольку Игры были зимними, проблема выбора первого в истории знаменосца не стояла. Конечно, им должен был стать наш легендарный лыжник Владимир Смирнов. Но тот от такой большой чести отказался: через день ему предстоял первый старт. Так, историческая миссия пронести 12 февраля государственный флаг на открытии Олимпиады-1994 выпала прыгуну на лыжах с трамплина Кайрату Биекенову.


Казахстанский лыжник Владимир Смирнов (в центре) во время церемонии награждения на Олимпиаде в Лиллехаммере, 1994 год

Смирнов еще будет знаменосцем – через 4 года в Нагано. А тогда он сосредоточился на стартах. Завоевав 2 серебряные медали на дистанциях 10 км классическим ходом и 15 км “коньком”, Владимир в день закрытия Игр – 27 февраля – победил в лыжном марафоне на 50 км. С того времени прошло уже 27 лет, республика приняла участие еще в шести Белых Играх, но золото Лиллехаммера так и остается единственным в олимпийской истории зимних видов спорта Казахстана.

Быстро и дешево. Но запах!..

В начале года в продаже появилась китайская лапша, которая быстро стала основным блюдом граждан на завтрак, обед и ужин. Это было время, когда всё стремительно дорожало: еда, коммуналка, одежда-обувь. А тут – чудо! Высыпал в тарелку лапшу, выдавил туда из пакетика какую-то ядовитую приправу, залил кипятком и жди, когда запах вареных нестиранных носков достигнет апогея. Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста.

Стоила эта лапша копейки. Поэтому в народе ее сразу обозвали бич-пакетами. Но этот незабываемый аромат можно было унюхать и в банках, и в госучреждениях, и даже в успешных частных компаниях.

Да, тогда же в киосках появилась дешевая китайская водка. Только от ее запаха уже становилось дурно. После нескольких смертельных случаев ее перестали завозить. Зато китайское пиво оказалось отменным. В отличие от тогдашнего отечественного. Совсем другой вкус!

Кто смел – тот первым и съел

В июле самые предприимчивые шымкентцы начали оптом скупать продукты в магазинах и перепродавать их по завышенным ценам. Вечером, возвращаясь с работы, горожане лицезрели в торговых точках голые прилавки, опустошенные днем перекупщиками. Булка формового хлеба с рук стоит 2 тенге (цена в магазине – 50 тиын), селедка иваси – 75 тенге за килограмм (на пенсию можно приобрести 3 кг), огурцы – 14 тенге килограмм (в магазине – 10), пачка папирос “Беломорканал” – 3 тенге (в магазине 2 тенге).

Уроки – впрок?

5 ноября Президент Назарбаев запустил программу обучения в лучших мировых вузах – “Болашак”. Предполагалось, что молодежь, за счет государства отучившись в Гарвардах и Оксфордах, сможет построить страну, столь же успешную, как Америка или Великобритания. Сегодня среди казахстанских ученых, медиков и чиновников много болашакеров. Один только зампред партии “Nur Otan” Бауыржан Байбек чего стоит! Но были среди них и те, кто попался на некомпетентности или взяточничестве. Самый известный из них – экс-министр национальной экономики, а потом – зека Куандык Бишимбаев. Впрочем, это лишь еще одно доказательство того, что ни один университет, будь он даже имени Джорджа Вашингтона, не может научить быть честным человеком.

Операция “Сапфир”

В результате спецоперации из Усть-Каменогорска в США вывозят 600 килограммов оружейного урана. Молодая республика демонстрирует свой политический выбор как страны, свободной от ядерного оружия. Запас урана-235 с 1980-х годов хранился на складах бывшего “почтового ящика” – Ульбинского металлургического завода. С распадом советской промышленности предприятие накрывают трудности. Запад опасается, что казахстанский высокообогащенный уран может попасть в недобрые руки.

В феврале Президент Нурсултан Назарбаев в рамках визита в США обговаривает с главой Белого дома Биллом Клинтоном возможность вывоза ядерного материала.

В марте на предприятие приезжают физик Элвуд Гифт и дипломат Энди Вебер. Анализ взятых образцов подтверждает: на УМЗ хранится металлический уран с обогащением 90–91 процент.


Операция "Сапфир". Бочки для транспортировки урана, доставленные на УМЗ

Для транспортировки особого груза спецслужбы Казахстана и США разрабатывают совместную операцию под кодовым названием “Сапфир”. В начале октября в аэропорту Усть-Каменогорска приземляются 3 транспортника C-5. Радиоактивный металл, все 600 килограммов, под покровом тайны помещают в 448 контейнеров и отправляют напрямую на базу ВВС США “Dover”. Время перелета – 20 часов, самолеты несколько раз проходят дозаправку в воздухе. 23 ноября президент США Билл Клинтон объявляет о завершении операции.


С-5 "Гэлакси" в Усть-Каменогорском аэропорту

В том же году стартует казахстанско-американская программа “Совместное уменьшение угрозы” по ликвидации наследства в виде 1 216 боеголовок для межконтинентальных баллистических ракет, ракет СС-18, шахтных пусковых установок, научно-исследовательской, добывающей и производственной структуры для создания оружия массового уничтожения.

Выясняется, что в штольне 108-К на площадке “Дегелен” Семипалатинского испытательного полигона осталось взрывное ядерное устройство. Разобрать его невозможно, опыта уничтожения накладным зарядом не существует в мире. Ученые разрабатывают проект обходного штрека и применения химического взрывчатого вещества без ядерного энерговыделения. Через год, в мае 1995-го, “изделие” будет успешно ликвидировано.

Планам – “труба”

В 1994 году был заложен Мангистауский нефтеперерабатывающий завод. Он должен был стать четвертым в республике. Планируемая мощность – 6 миллионов тонн продукции в год. На строительство необходимой инфраструктуры (включая железнодорожные пути) затратили более 30 миллионов долларов США. Однако на остальное у государства банально не хватило средств.

Спустя 20 лет об этом заводе заговорили вновь. Тогда его строительство оценили в 6 миллиардов долларов. Местные власти приводили все возможные аргументы для того, чтобы предприятие было построено именно в Актау: близость к месторождениям, готовая инфраструктура и расчеты. Но дальше переговоров дело снова не пошло.

Украл – нюхнул – умер

Понятие “чухоморы” в Темиртау знакомо многим жителям “железного” города. Это стаи сутулых дебиловатых подростков, кочующих по подвалам и заброшенным корпусам заводов и фабрик, промышлявших на рынках и в магазинах. Воруют всё, но не для того, чтобы поесть. Их главная ценность – толуол. От него они ловят кайф. Толуол – один из отходов коксового производства карагандинского промышленного гиганта “Испат Кармет”.

Подростки вешают на шею яйцо от “киндер-сюрприза” и вкладывают в него тряпочку, пропитанную этой вонючей жидкостью. Открыл, понюхал – и можно смотреть мультики или играть в “Денди”.

Маленькая пластиковая бутылочка толуола стоила 500 тенге. Это считалось оптовой партией. Ею можно было смочить десятки тряпочек. И продать своим. Бизнес!

Власти бессильны. Дети убегают из дома. А без разрешения родителей к ним нельзя применить никаких мер: они же несовершеннолетние. Только после нескольких десятков смертельных случаев начали бороться с этим явлением.

Мусабаев в космосе и на Земле

1 июля – 4 ноября 1994 года Талгат Мусабаев совершил свой первый космический полет – на орбитальный комплекс “Мир” в качестве бортинженера экипажа вместе с Юрием Маленченко и Виктором Поляковым. Продолжительность полета составила тогда 125 суток 22 часа 53 минуты 36 секунд. Казахстанский космонавт за время работы на “Мире” совершил 2 выхода в открытый космос общей продолжительностью 11 часов 7 минут.

Во время третьего полета в космос Талгата Мусабаева в 2001 году вместе с ним на орбиту отправился первый космический турист Земли. Предприниматель Деннис Тито (на фото слева) заплатил за это путешествие 20 миллионов долларов. Без происшествий не обошлось. При взлете у американца были проблемы с сердцем, а на МКС, сильно оттолкнувшись от пола, он разбил голову о люк корабля. В обоих случаях медицинскую помощь ему оказывал космонавт Талгат Мусабаев, за что получил от Тито звание “baby-nurse number 1” (“нянька номер один”)

Второй раз Талгат Мусабаев полетел в космос 29 января 1998 года командиром “Союз ТМ-27” и ОК “Мир”. Во время полета пять раз выходил в открытый космос – общей продолжительностью 30 часов 8 минут.

Третий полет Талгат Амангельдиевич выполнил с 28 апреля по 6 мая 2001 года командиром экспедиции посещения МКС. Длительность полета – 7 дней 22 часа 4 минуты. После этой космической одиссеи Талгат Мусабаев сделал карьеру на госслужбе и в политике. Кратко многочисленные энциклопедии описывают его достижения так:

“Является 79-м космонавтом СССР / России и 309-м космонавтом мира. Герой Российской Федерации (1994), Народный Герой Казахстана (1995), генерал-майор Российской Федерации (2003), генерал-лейтенант авиации Республики Казахстан (2007), доктор технических наук (2008). Председатель Национального космического агентства РК (2007–2016). Депутат сената”.

Ему принадлежит один из мировых рекордов по нахождению в открытом космосе – 41 час 18 минут за 7 выходов. По общей продолжительности Мусабаев входит в первую мировую десятку астронавтов.

Дом демократии и “Поколение” Ирины Савостиной

С 1994-го в этом здании (по иронии судьбы в тесном соседстве с департаментом по борьбе с экономической и коррупционной преступностью Алматы) прописалось движение пенсионеров “Поколение” во главе с неистовой Ириной Савостиной. Небеленые стены, драный линолеум, пыль… Но именно здесь выпускали пар по-боевому настроенные старики. Первый этаж оккупировали различные этнокультурные центры и НПО. А на втором торговали жареными пирожками с картошкой. Но не за пирожками тянулись сюда пенсионеры.

В тесной комнате движения “Поколение” всегда кипела жизнь, гремели нешуточные страсти по коммунальным проблемам: мало кто из них тогда мог самостоятельно разобраться в хитроумных схемах КСК и бухгалтерии поставщиков коммунальных услуг.

Громогласная Ирина Алексеевна открывала глаза, просветляла умы и пробуждала гражданское самосознание собравшихся, приводя в чувство любого: “Вот посчитайте, как вас дурят КСК и поставщики услуг!” – раскладывала она горы скопированных квитанций и разъясняла собравшимся, кто, кому и сколько должен. А завершала свой спич традиционным: “Ясно?”. Особенно доставалось от Савостиной печально знаменитому АПК (“Алматы Пауэр Консолидейтед”) – могучей системе электросетей города, которая морочила головы потребителям, ни разу не поморщившись.

Люди, которые никогда преж­де не задумывались, откуда в их квартиры приходят тепло, вода, свет и прочие блага цивилизации и сколько они стоят, вдруг начинали понимать: отныне самим придется считать, чтобы не переплачивать за эти услуги.

Так главная пенсионерка страны Ирина Савостина учила сограждан жить и мыслить по-новому.

Решение принято

6 июля Казахстан отмечает День столицы. Именно в этот день в 1994 году Верховный совет принял постановление о переносе столицы из Алма-Аты в Акмолу, инициатором идеи был Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Год спустя началась подготовка к передислокации высших и центральных органов власти. Не все чиновники в итоге отважились перебраться из уютной Алма-Аты в суровую, продуваемую всеми ветрами Акмолу, с сервисом, о котором ходили анекдоты. А тем, кто все же решился на переезд, частенько приходилось жить в гостиницах, кишащих тараканами, и есть пельмени в совсем не элитных кафе.  Вспомнить то,что нельзя забыть. 1993

В условиях острой нехватки жилья даже VIP-персонам поначалу могли предложить номер разве что в отремонтированном общежитии на бывшей улице Пушкина.

Официально главным городом страны Акмолу объявили 10 декабря 1997 года, а 6 мая 1998 года ей дали новое название – Астана.

С тех пор здесь начали отмечать День столицы – с многочисленными концертами, конкурсами и ярким карнавальным шествием с намеком на Бразилию. Поначалу этот праздник был сугубо городским. Его проводили 10 июня, но в 2006 году перенесли на 6 июля, а в 2008 году сделали государственным и теперь отмечают во всех регионах страны.

В 2019 году столицу переименовали в Нур-Султан.

Только факты

В июле первый обменный пункт открылся в Жамбыле – вообще без имени-названия. Просто вывеска – “Обмен валют”

6 июля было принято постановление Верховного Совета о переносе столицы из Алматы в Акмолу

Курс доллара

январь – 7,52 тенге, декабрь – 54,26 тенге

(Продолжение в следующем номере)

Редакция газеты "КАРАВАН" выражает благодарность ЦГА КФДЗ РК в лице директора ОМАРОВА Ж. С.за предоставленные фотоматериалы.