Вспоминая маэстро

В алматинском Дворце студентов друзья и поклонники выдающегося отечественного барабанщика играли и слушали его любимую музыку.

Тахир Ибрагимов – человек-эпоха казахстанского джаза. Его не стало около двух лет назад. В этом месяце музыкант отмечал бы свое 61-летие. За него и вместе с ним в душе это сделали его близкие соратники и друзья.

Вспоминая о Тахире, свое самое искреннее творчество дарили разные исполнители. Батыр и “Мюзикола”, квартет Виктора Хоменкова и биг-бенд музыкальной школы имени Байсеитовой. Даже короли поп-эфиров A Studio вспомнили свое джаз-роковое прошлое и чисто инструментально, без солистки Кэти, не приехавшей в Алматы, устроили показательный джем. В его основу лег их собственный стандарт “Помни это” и композиция “Катрина”, написанная новым талантливым гитаристом группы Федором Досумовым. За день до этого концерта он презентовал в Москве собственную пластинку.

Большим сюрпризом стало выступление дуэта музыкантов, которые были рядом с Тахиром в самых ранних и лучших его начинаниях, а сейчас работают за границей. Трубач Юрий Парфенов, солист российского джаз-бенда Олега Лундстрема, участвовал в первом составе легендарного ансамбля ориентального джаза “Бумеранг”. А с пианистом Георгием Метаксой, который долгое время живет в Греции, Ибрагимов в 1969 году создал первое в Алма-Ате джазовое трио. Третьим участником коллектива был младший брат Тахира – Фархат, игравший на контрабасе.

“Наверняка наши вещи звучали наивно, – вспоминает Гоги Метакса, – ведь мне было тогда 24 года, а Тахиру – 22. Но энтузиазма у нас было хоть отбавляй. Жизнь вокруг была настолько однообразная, все шли стройными рядами к коммунизму, а джаз для нас был как глоток свежего воздуха. И когда мы у Тахира собирались, то все члены политбюро, все герои газет уходили на задний план. Там у нас были другие генеральные секретари: Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси.

Я считаю, что Тахир в казахстанском джазе – первое лицо, по масштабности с ним никто не сравнится. Потому что он не просто музыкант был, но и организатор, и центр тусовки. Где мы у него дома на Мира – Калинина все помещались, я не понимаю. Маленькая комнатка, вся в барабанах, полкомнаты занимал аквариум. Сидели на пианино, под пианино”.

Открывал, собственно, как и закрывал, тахировский вечер коллектив Pro Jazz – последнее детище еще одного легендарного джазового подвижника Якова Хана. “Можно сказать, что с ним ушла та эпоха, – рассказывает Яков Николаевич, долгие годы проработавший с Ибрагимовым на одной ниве. – Тахир был аккумулятором джаза в Казахстане. Его часто приглашали по Союзу выступать. А знаешь почему? Потому, я считаю, что он единственный в СССР, кто правой рукой по тарелке такой драйв создавал, что аж запирало. Так гребет, мама мия! Это был точно Божий дар!”