Такую формулировку в определенной степени наглядно подтверждают факты, которые приводили СМИ и эксперты: отозванные лицензии и рост числа выбывших студентов в ВУЗах, слабые позиции Казахстана в мировых рейтингах и международных оценках знаний, утечка мозгов…
Но все же как отечественная система образования справлялась с серьезными вызовами, которые продиктовала пандемийная обстановка по всему миру? На какие «болячки» пришлись наиболее сильные удары, или же тяжелые последствия аукнулись более комплексно, нежели точечно? На что в новом 2022 году следует обратить внимание властям и уполномоченным компетентным структурам, дабы ситуация приобрела более позитивный характер? На эти вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответили отечественные эксперты.
- Вообще 2021 год оказался неоднозначным и непредсказуемым не только для системы образования, но и для экономики и политики, и в целом для общества, - обозначил в начале разговора отечественный специалист в сфере образования, эксперт ЮНЕСКО и директор международного образовательного центра «Molodium» Василий Шахгулари. - Но если посмотреть на то, что было у нас в начале 2021 года, когда мы находились в зоне сильной пандемии – многое системе образования не удавалось, и в большей степени проблемы возникали с так называемым гибридным обучением. Помимо того были проблемы непосредственно с видеообучением. Уход на дистанционный формат оставил свой, по большому счету, отрицательный отпечаток на системе образования в целом. Было сложно и правительству, и министерству образования, и всем тем, кто пытался управлять этой непростой ситуацией.
Говоря о качестве как о составляющей этого образования – очень сложно давать какую-то объективную оценку. Даже при улучшенных технологиях, которые были созданы до дистанционного образования, было вполне очевидно, что традиционный формат заменить будет очень и очень сложно. Поэтому на ум приходит мысль и вывод, что мы в конце концов сами начали понимать, что традиционная система надолго останется удобной для всего человечества. И тяжело было находиться в таком формате обучения, где речь идет не просто об обучении, но и о развитии и воспитании детей. Вот здесь-то мы и столкнулись с сильной проблемой. Перед тем как вернуться к традиционной системе, в каникулярное время, нам все труднее давались задачи, которые нужно было решать. К примеру, как быть развитию творческой личности? Как развивать творческие способности детей, если все и везде закрыто? Некуда ходить, нет развивающих курсов и т.д. Но скрепя сердце мы смогли выйти из этой ситуации, вынести определенные выводы, что дальше будет сложнее. Тем более, ЮНЕСКО перед текущим учебным годом рекомендовало странам стараться переходить к традиционной системе обучения. И, конечно, мировая система понимала, что чем быстрее это произойдет, тем лучше. И на свой страх и риск министерства образования и здравоохранения пошли на такие меры.
С другой стороны, была показана неплохая организация, чтобы контролировать этот процесс. В целом можно сказать, что сентябрьский период – это удовлетворительное время, в которое министерство образования и люди, занимающиеся этой проблемой, смогли стабилизировать ситуацию. Но это не вопрос того, что мы начали лучше заниматься. Это вопрос того, что мы стали стабильно и спокойно идти к определенным целям. Но пока мы не можем выйти на более высокий уровень в качестве образования. Это нам еще предстоит. И созревает вопрос – как двигаться дальше, если мы все еще не понимаем, чего ждать в дальнейшем? Есть ли еще дополнительные варианты, которые рассматриваются министерством образования? Вдруг появятся новые вирусные вспышки? В случае распространения штамма «омикрон» повторится ли сценарий с предыдущими волнами? Поэтому мы должны быть готовы.
Если говорить о вопросе отозванных лицензий и о ВУЗах в целом, то да, их (ВУЗов), действительно, очень много. И многие из них дают некачественное образование. Здесь немаловажным выступает момент, что закрытие слабых ВУЗов не гарантирует улучшения образования в стране. ВУЗы закрываются для того, чтобы качественных специалистов было больше. Но чтобы было больше качественных специалистов, должно быть и качественное производство. Если нет прямой зависимости, то качества мы не добьемся. И при этом никто не хочет ломать голову, чтобы дать шанс кому-то постепенно освоить профессию. Вот такой поддержки в обществе сегодня нет, а она необходима. Здесь должны быть соответственные аналитические центры, которые будут иметь непосредственный научный подход и заниматься этой проблемой. Об этом нужно говорить открыто. Если мы не будем этого делать, если мы не будем иметь доступа к статистике, к аналитическим документам, к информации о происходящем во всех уровнях образования в стране, то и о развитии как таковом речи идти не может. Беспомощность вузов и утечка мозгов: почему Казахстан уступил Кыргызстану по качеству образования
Что касается утечки мозгов, то пора бы нам задаться вопросом: почему при таком высоком уровне жизни, о котором зачастую говорят с высоких трибун, люди постоянно покидают нашу страну? В мировом масштабе мы и в десятку не входим, а люди будут уезжать туда, где лучше работает система образования, где больше заработная плата, где лучше жизнь в целом. И эта утечка будет идти и дальше, если не будут приниматься во внимание те же нужные отчеты и решаться основные вопросы, если не будет прямой зависимости.
Но обвинять одну лишь систему образования нельзя. Если смотреть более шире, то в определенных аспектах у нас образование достаточно качественное. К примеру, в мире сейчас высокая востребованность айтишников, а очень многие казахстанские специалисты работают на иностранные компании – либо переезжают, либо работают дистанционно. Это ведь говорит о качестве. Вопрос опять же в том, кто и как это анализирует, о чем говорит статистика, что берется за основу, и по какому пути нам нужно идти. Нужно также понимать серьезность того, что диктуют современные реалии – я имею в виду профессии будущего. Виртуальный юрист, виртуальный экономист, виртуальный педагог – все это будет востребовано уже очень и очень скоро, а у нас в стране даже не задумывались готовить таких специалистов. Получается так, что время требует одно, а мы, в свою очередь, готовим людей по старинке.
На мой взгляд, самый главный вопрос заключается в том, что мы принимаем очень красивые документы – концепции, стратегии, государственные программы развития образования. Но я не видел ни одного документа или отчета о том, насколько эти цели были выполнены у нас. На какой процент? Что не удалось сделать по тому или иному документу? Нет персональной ответственности людей за это. Если мы не будем этого делать и осознавать, то проблемы будут переходить из одного документа в другой, мы не сможем конкурировать с иностранными вузами, а тогда и прогресса по улучшению образования тоже не будет, - резюмировал специалист.
Наш второй собеседник – эксперт в сфере международного образования Жазира Дуйсенбекова – высказала солидарность с господином Шахгулари, что 2021 год был непростым не только для системы образования.
- Для системы здравоохранения – это тоже был непростой год. Но в любом случае конец года – это время подводить определенные итоги. К вызовам и быстро меняющимся обстоятельствам необходимо учиться адаптироваться – это требование времени. К сожалению, не со всеми вызовами отечественная система справляется.
На мой взгляд, к перечисленным вами проблемным тезисам надо добавить проблемы подросткового суицида, резонансные случаи насилия над детьми и подростками. Проблемы воспитания в организациях образования не часто, но всё же освещались в СМИ, чаще о них писали в соцсетях. Например, конкурс среди подростков, на котором детей учили делать клипы для TikTok под музыкальное сопровождение Инстасамки… В РК дети не хотят учиться в школе, потому что не видят в ней необходимости - глава государства
Да, ситуация печальная. Наиболее наглядно видно эту ситуацию, когда наблюдаешь комментарии в открытых НПА, например, при обсуждении документа «Об утверждении концепции развития образования Республики Казахстан до 2025 года». Имеется 678 комментариев, практически все комментаторы высказались против данного НПА, а значит – против концепции. Хотя сама концепция тоже перечислила существующие проблемы системы образования. Вот, например, как обозначены проблемы технического и профессионального образования:
- Низкая привлекательность рабочих профессий для выпускников школ;
- Слабая профориентационная работа среди школьников организациями ТиПО;
- Низкий уровень трудоустройства выпускников ТиПО, в том числе лиц с ООП;
- Низкая доля учебников и литературы на государственном языке;
- Устаревание МТБ организаций ТиПО;
- Низкие базовые и профессиональные навыки выпускников ТиПО;
- Отсутствие академической самостоятельности у организаций ТиПО;
- Низкая заинтересованность предприятий в дуальном обучении (охват дуальным обучением 18,6%);
- Отсутствие квалифицированных инструкторов-наставников на производстве со знанием основ педагогического мастерства;
- Разрозненный подход к информационным образовательным системам в организациях ТиПО;
- Низкий уровень привлечения мастеров с производства (935 человек) ;
- Недостаточный уровень реализации колледжами собственной продукции (5% государственных колледжей).
Проблем много, но утечка мозгов – наиболее серьезная. Почему? Сейчас мы это не ощущаем, но со временем мы почувствуем, как наших детей обучают явно не гении (гении же все уехали...), как медицинскую помощь нам оказывают явно не профессионалы… Это как снежный ком: сейчас это кажется несущественной проблемой, но покидающих страну становится все больше с каждым годом. Причем утечка мозгов сопровождается сокращением доли иностранных студентов в наших вузах. Это что же получается: наши выпускники все чаще уезжают учиться в ВУЗах за рубежом, а к нам на учебу приезжает каждый год все меньше и меньше иностранных студентов. Для иностранцев наша страна становится все более непривлекательной.
О том, какие инициативы и меры должны быть первоочередными в решении проблем, мы с вами говорили не раз в наших прошлых интервью. Повторюсь: надо дать больше свободы учителям, педагогам, преподавателям ВУЗов. Нужна именно академическая свобода: в выборе программ, средств обучения. Сейчас все загнаны в строгие рамки ГОСО, инструкций, ИМП и т.п. А задача руководства (МОН РК, директор школы, ректор ВУЗа...) – создать условия для творческих, компетентных педагогов, поощрять их труд, стимулировать, мотивировать к развитию профессиональной компетенции, к саморазвитию. Посмотрите ленту Facebook: награжденных учителей к 30-летию Независимости – единицы, а достойных – тысячи! И нам надо сохранить, не растерять тех, чей труд может стать примером для будущих поколений, - подытожила Жазира Дуйсенбекова.