Его презентация прошла в столице, на территории Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев в авиационно-техническом центре перевозчика.
Посмотреть на самолет приехали представители авиационных властей Казахстана, журналисты, местные авиаспоттеры, их коллеги из Украины, России. Публика получила исчерпывающую информацию о машине, прогулялась по салону.
В рамках презентации авиакомпания выделила благотворительную помощь Национальному паралимпийскому комитету РК в размере 7 миллионов 750 тысяч тенге.
Средства направлены на развитие и продвижение паралимпийских видов спорта, подготовку спортсменов для участия в международных соревнованиях.
Без шума и пыли
Но вернемся к гвоздю программы. Казахстанская авиакомпания стала первым эксплуатантом этого типа лайнера в СНГ и пятым в мире. “A321LR” – дальнемагистральная версия “А321neo” с увеличенным максимальным взлетным весом, оптимизированной конструкцией фюзеляжа. Бизнес-класс рассчитан на 16 мест, эконом – на 150. Воздушное судно оснащено современными двигателями от “Pratt&Whitney” и обладает улучшенными техническими характеристиками. А что дает это нам, пассажирам?
– Главное отличие этой модели и всего семейства “А320neo” – сниженный в два раза уровень шума в салоне, – рассказала “КАРАВАНУ” региональный директор по связям с общественностью “Airbus” в России Мария ШЛЯХТОВА. – А чем тише в салоне, тем комфортнее пассажиру, его меньше раздражает звук двигателя, люди могут разговаривать между собой, работать. Это самый тихий самолет в своем классе. Уровень звукового следа тоже в два раза ниже, что актуально для тех, кто живет рядом с аэропортом.
На “А321LR” установлена новая система кондиционирования. Воздух очищается, ионизируется, обновление идет каждые две-три минуты.
Огромное преимущество – экономия авиационного топлива до 20 процентов, снижение углеродных выбросов в атмосферу на 20 процентов. Расходы на техобслуживание данной модели тоже уменьшились на 5 процентов.
Авиаторы старой закалки вспомнили, как еще лет 30–40 назад летали на шумных машинах вроде “Ан-24”, где приходилось надрывать горло, чтобы докричаться до собеседника:
– Сейчас работаем в свое удовольствие, каждая модель самолета из одного семейства заметно отличается от предыдущей, – отметил Игорь ДАНИЛОВ, пилот с 30-летним стажем.
Успешные инвестиции
Конфигурацию салона авиаперевозчик выбирал сам и стал первой авиакомпанией в мире, установившая в бизнес-классе полностью раскладывающиеся кресла. Они оснащены 16‑дюймовыми мониторами. 4 из 16 кресел имеют увеличенное личное пространство. Протестировала – очень удобно.
– Бизнес-класс – один из лучших в мире именно по комфортности салона, – прокомментировал президент “Эйр Астаны” Питер ФОСТЕР. – Для нас это, можно сказать, успешные инвестиции: самолет будем эксплуатировать на таких международных маршрутах, как Лондон, Москва, Пекин, Гонконг. Пассажиры, выбирающие удобство, бизнес-класс, соответственно, будут приносить доход авиакомпании.
В эконом-классе установлены эргономичные кресла, которые также оснащены индивидуальными 10-дюймовыми экранами. Обратила внимание: на внутренней стороне двери туалетной комнаты появилось большое зеркало.
– Всё, ждите в соцсетях новые туалетолуки, – шутили гости.
Новый “A321LR” приобретен в лизинг у американской компании “Air Lease Corporation” – одной из крупнейших в мире. Стоимость контракта глава авиаперевозчика отказался прокомментировать, сославшись на конфиденциальность соглашения. Добавил, что цена по каталогу составляет 75 миллионов долларов. Учитывая, что лизинговые компании покупают большое количество самолетов, их стоимость зависит от того, как они договорятся с производителем.
Всего авиакомпания заказала семь “А321LR”, их поставят напрямую с завода “Airbus” в Гамбурге (Германия). Сейчас в ее парке 38 самолетов – “Boeing767/757”, “Airbus 320/320neo”, “А321/321neo”, “А321LR”, “Embraer 190/190Е2”. Средний возраст машин – 7,1 года, это один из самых молодых парков в авиационной отрасли, отметили ее представители.
В приоритете – безопасность
Новые “А321LR” поэтапно заменят во флоте “Эйр Астаны” самолеты “Boeing 757”, что поспособствует сокращению общего объема выбросов, производимого самолетами авиакомпании.
Этот и другие нюансы также отметил председатель комитета гражданской авиации МИР РК Талгат ЛАСТАЕВ:
– Машины более совершенные по разным параметрам. Комплекс факторов в целом определяет безопасность полетов. А для комитета это приоритет. Когда летать охота: когда казахстанцы получат дешевые билеты на самолеты
Я спросила главу комитета об актуальных вопросах в этом направлении, проблемах авиации. Если коротко, госорган реализует европейскую модель регулирования безопасности полетов, кардинально новый подход, он используется в Великобритании, Германии, США. Впервые в новейшей истории авиации технический контроль и надзор передали Авиационной администрации Казахстана в рамках реализации 68-го пункта “Плана нации”. По словам Талгата Ластаева, перед его ведомством стоит задача – не только развивать отрасль, но и более гибко реагировать на внешние вызовы, рынки. И актуальнейший вопрос для авиации, представьте, – дроны:
– Они буквально повсюду! Нужно наладить систему их контроля, навести в небе порядок. Оператор дрона – тот же самый пилот, должен обучаться, знать правила безопасности.
Если кратко по рынку, внутри Казахстана регулярные пассажирские перевозки выполняют 7 коммерческих авиакомпаний. Всего 99 зарубежных маршрутов, в которых задействованы авиакомпании из разных государств. Маршрутная сеть нацперевозчика включает более 60 международных, внутренних рейсов.
НУР‑СУЛТАН