На участках – грязное месиво из воды и соли, в домах – плесень, а под домами стоит вода. Засыпка дренажного рва, который верой и правдой служил больше 30 лет, cделали из поселка болото.
– Тут только вплавь! – 80-летняя Альбина Серафимовна в старых резиновых сапогах чуть было не поскальзывается на досках, которые выложены между грядок. То, что некогда было дачным участком, сейчас тонет в воде, грязи и бурьяне.
– Вот тут росла клубника. А там – вишня и груша. Каждый год по 100 банок огурцов и помидоров закатывала, – с сожалением вспоминает Альбина НАЙЗЕР. Сейчас участок пришел в запустение – виной всему подземные воды и солончак, который погубил все деревья.
Альбина Найзер получила участок в дачном массиве “Коктем” в 80-е годы. С мужем построили дом, сарай, посадили деревья. Каждое лето перебирались из города жить на дачу. К тому времени сюда провели электричество и газ. Емкости для питьевой воды каждую неделю пополняла водовозка.
– Климат у нас суровый, дожди идут редко, летом стоит страшная жара. Поэтому нужно было приложить много усилий, чтобы сделать этот дачный поселок зеленым. И это у жителей получилось.
В 2007 году все дачные массивы, находившиеся недалеко от Актау, объединили в Мунайлинский район. Вместо времянок появились добротные дома, строились школы, детские сады, поликлиники.
– В нашем дачном массиве несколько сотен домов, он находится в низине, и здесь всегда были подземные воды, но раньше был дренажный ров, по которому вся вода стекала в озеро Малая Оймаша. Проблем мы не знали, но все изменилось три года назад.
В это время в дачном массиве построили большой ресторан, а дорогу к нему провели самым коротким путем – завезли грунт, засыпали дренажный ров, проложили асфальт.
Подземные воды, не имея оттока, стали выходить на поверхность. Вода затапливает огороды, дома, дворы.
– У каждого под домом стоит вода. К туалетам невозможно подойти, всё выходит наверх – там можно утонуть. Затоплено всё. Мы живем на болоте! Из-за этой воды стали гибнуть деревья. Это было так тяжело – смотреть, как они погибали. Буквально за пару лет здесь не осталось ни одного дерева.
Жители массива “Коктем” стали обивать пороги местного акимата, районного и даже областного. В ответ слышали лишь обещания.
– Поругаемся – нам откачают воду, не пойдем ругаться, так и стоит вода. Она все равно назад возвращается – ей некуда деться.
Три года назад через дворы некоторых жителей проложили лотки, в которые собираются подземные воды, а затем сливаются в районе сельской школы. Но, по мнению жителей, это борьба с ветряными мельницами, так как главная причина выхода подземных вод не устранена.
– Акимат отчитывается, что дренажная система в поселке давно разрушена, поэтому вода и собирается на участках. Но это не так! Из дренажной системы был только ров, который был выкопан еще в советские годы, а затем насильно засыпан по разрешению акимата. Система отлично работала и проработала бы еще лет 100. Кроме того, власти нам говорят, что это талые воды, но откуда они у нас? Зимой снега не бывает, а за все лето, если пройдут пару раз дожди, то и хорошо, а вода-то стоит круглый год! – говорит сосед Альбины Асылбек САГЫНДЫКОВ.
Работы по разработке ПСД для дренажной системы идут уже третий год. И каждый раз сельский акимат отчитывается перед жителями, что ПСД готова и направлена на государственную экспертизу. Вот и в этот раз в интервью “КАРАВАНУ” аким сельского округа Атамекен Мунайлинского района Нурхан МУСТАФАЕВ рассказал, что ПСД уже готова, осталось только дождаться выделения средств.
– Работы по установке дренажной системы обойдутся почти в миллиард тенге. Я не могу сказать, когда и из какого бюджета будут выделены средства. Но, как только деньги будут, тогда и начнутся работы. Могу сказать, что в течение 15 дней в “Коктеме” мы установим дополнительный дренаж. Пока мы можем только откачивать воду и сливать ее в Малую Оймашу, – отметил глава сельского округа.
Пока сельский акимат гадает – где взять деньги на дорогостоящую дренажную систему (хотя, по мнению жителей, проще и дешевле вырыть ров на старом месте), сельчане месят грязь под ногами и молятся, чтобы из-за подземных вод и постоянной сырости не разрушились дома.
МАНГИСТАУСКАЯ ОБЛАСТЬ