«Все-таки это другая страна»: что стоит за громким заявлением Путина о Байконуре

Россия продолжит сотрудничать с Казахстаном на Байконуре, но это другая страна, поэтому РФ создает современный космодром на востоке страны, заявил на днях президент России Владимир Путин.

«Да, мы сотрудничали и будем сотрудничать с Казахстаном. Но это всё-таки при всей нашей близости с этой страной, при всех стратегических взаимных обязательствах и интересах, но всё-таки это другая страна, другое государство. И мы создаем на Дальнем Востоке современный российский космодром. Именно современный», - сказал он на встрече с прошедшими в Госдуму российскими политическими партиями.

Что стоит за заявлением главы РФ, скрывает ли оно некую подоплеку и каким образом отражает текущую ситуацию, которую переживают казахстанская и российская стороны в космонавтике? Чтобы разобраться в этих и других вопросах, корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к отечественному эксперту, главному редактору журнала «Космические исследования и технологии» и главе компании «Сosmos.kz» Нурлану Аселкану.

- Я признателен российскому президенту, что он достаточно ясно и, может быть, даже нелицеприятно обозначил ситуацию, - отметил в начале беседы господин Аселкан. - Ничего обидного или тревожного я в этом заявлении не увидел. Он дал понять своим партнерам в Казахстане, что мы сотрудничаем, мы союзники, но интерес будет у каждого свой. Он не будет направлен друг против друга, но отвечать за свои отрасли и свои задачи каждый будет самостоятельно. Я бы даже предложил данное высказывание Владимира Путина выгравировать в каждом кабинете руководителей «Казкосмоса».

- Почему?

- Потому что у нас достаточно давно живет тревожащая тенденция буквально во всем рассчитывать на нашего крупнейшего партнера по космодрому Байконур – на Российскую Федерацию. Следовательно, мы тем самым упускаем свою перспективу в плане ее формулирования и осуществления.

Мы идем на какие-то предложения по совместным проектам, нимало не задаваясь вопросом, насколько это будет соответствовать нашим интересам.

Приведу в пример «Байтерек». Все прекрасно знают, что этот проект осуществляется уже более полутора десятков лет, и все никак не может достигнуть цели - регулярных стартов казахстанского носителя. Сейчас объявлено о начале строительных работ, но возникает вопрос: зачем казахстанской космической отрасли вообще нужен этот проект? Дело в том, что ракета, которая является ядром проекта, она очень масштабная, выводит более 17 тонн груза на низкую орбиту. И не только у нас, но и у России нет для этого носителя полезных нагрузок. Получится так, что мы потратимся, когда-нибудь получим эту ракету (в чем тоже есть серьезные сомнения), у нас будет изделие, которое будет гигантским для наших скромных потребностей и, в принципе, даже не вписывающимся в планы РФ. Поэтому призыв Путина исходить из интереса каждой из сторон вполне понимаем и необходим.

- Что можно сказать о казахстанско-российских отношениях на космическом поприще на данный момент? Если вкратце, что сейчас переживает казахстанская космическая отрасль?

- Если оставить за скобками проект «Байтерек», то в целом эти отношения вполне деловые – аренда космодрома продолжается. Некоторое время назад были подписаны соответствующие протоколы и документы, ратифицированные в парламенте и позволяющие РФ осуществлять аренду комплекса до 2050 года. Я думаю, что этот срок не будет полностью выбран, но, по крайней мере, он оставляет возможность при добром отношении сторон и заинтересованности россиян в Байконуре беспрепятственно осуществлять свою деятельность.

С Байконура сейчас вполне успешно летает носитель «Союз-2», реализуется программа Международной космической станции, летают грузовики, пилотируемые корабли. В ближайшее время – 5 октября – должен быть осуществлен запуск экипажа с коммерческой киноэкспедицией, где также участвуют непрофессиональные космонавты и где будет проводиться съемка фильма на МКС. Кроме того, до конца года, в планах, еще один пуск с коммерческими целями, в котором примут участие японские космические туристы.

- А какова ситуация в самой российской космонавтике? 

- Все мы были свидетелями того, с какими трудностями и нештатными ситуациями «Роскосмосу» удалось вывести на орбиту модуль «Наука», состыковать его с МКС. Этот старт обнажил очень серьезные проблемы в российской космической отрасли. Он продемонстрировал, что ряд планов придется отложить в долгий ящик. Стало очевидным, что создание своей отдельной станции на полярной орбите – это дело далекого будущего. И стало также очевидно, что космодром Байконур с его имеющейся инфраструктурой на сегодня безальтернативен для России. Реальность напомнила о себе, а следом пришло и осознание ситуации. В ближайшее десятилетие – до 2030 года, я думаю, ничего нового, прорывного мы не увидим. Несмотря на ряд заявлений, Россия останется на МКС и продолжит там совместную работу с партнерами по проекту. «Союзы» будут регулярно летать с Байконура, других космодромов РФ, а гептиловый «Протон-М» (их осталось всего шесть штук, а производство остановлено) в 2025 году прекратит свою работу. Российская сторона будет заниматься летными испытаниями своей перспективной ракеты «Ангара», с которой хлопот более чем хватает. Мы видим, что летно-конструкторские испытания идут очень медленно, с темпом пусков один раз в год. Другой новой ракеты у «Роскосмоса» нет.

Придется вас разочаровать, но, увы, в ближайшее время никаких новшеств ждать не следует. Инфраструктура ветшает, Байконуру нужны новые проекты, но серьезных изменений пока не будет. А отношения Казахстана и России в космической отрасли по-прежнему партнерские, и хочется надеяться, что они будут оставаться такими и впредь.

- А какие позитивные моменты в отрасли можно обозначить на сегодняшний день?

- Хотелось бы обратить внимание, что вновь активизировался так называемый космический туризм. Летом этого года один из богатейших людей мира Джефф Безос в рамках своей компании «Blue-Origin» совершил суборбитальный полет вместе с тремя непрофессиональными космонавтами. Подобный полет также осуществил британский миллиардер Ричард Бренсон – у него в экипаже было шесть человек. А буквально неделю назад совершил посадку аппарат «Crew Dragon», на котором фирма Илона Маска «SpaceX» вывела на орбиту полностью гражданский экипаж. Весь этот процесс развивается достаточно быстрыми темпами. Я уже говорил про старт 5 октября и про то, что в конце года в туристический полет на орбиту с Байконура отправятся два японца с российским командиром. Полеты на «Союзах» обеспечиваются компанией «Space Adventures», которая осуществила восемь коммерческих полетов с 2001 по 2009 год. Кстати, мы с моим партнером Рэмиром Нигматулиным представляем интересы «Space Adventures» в Казахстане, в регионе в целом и имеем эксклюзивные права на предложения ее услуг для осуществления туристических полетов в космос. И мы надеемся, что в условиях возрождения космического туризма эти предложения будут востребованы.

- В заключение хотелось бы выслушать ваше мнение касательно переполоха с «Бураном» и недовольства российской стороны по этому поводу. Каким образом, на ваш взгляд, должна закончиться эта история?

- Очень бы хотелось, чтобы эта история закончилась как можно быстрее и благополучнее. Возникает масса вопросов, почему объекты, которые принадлежали СССР, перешли из рук государства в собственность никому не известной компании. Сначала из государственной собственности они «перекочевали» в совместное предприятие, а потом и вовсе оказались в частных руках.

Специалисты также обращали внимание, что сами «Бураны» и макеты, хоть и являются собственностью РК, но находятся внутри цехов и корпусов, которые арендуются Российской Федерацией. Поэтому вину за состояние «Буранов» делят обе стороны. Хотелось бы, чтобы был найден выход из этой ситуации, чтобы корабли были приведены в нормальный вид и находились в открытом доступе в музее для школьников, студентов, инженеров. А где именно – в Казахстане или в России –  непринципиально, - резюмировал наш собеседник.