К сожалению, об этих городищах (не считая разве что Акыртаса) мало известно не то что потенциальным туристам – для многих жамбылцев их включение в список международной организации ЮНЕСКО стало большой неожиданностью. Действительно, исторические памятники Карахан, Айша-биби, Тектурмас являются наиболее посещаемыми паломниками со всей страны и даже других государств. Их можно назвать туристическими брендами региона. А вот городища, где сейчас ведутся раскопки, мало что говорят среднестатистическому жителю области, а уж тем более представителям других регионов республики.
Городище Орнек расположено недалеко от одноименного села, в ущелье Сулутор Рыскуловского района. Ученые относят его к VIII–XII векам. Раскопки позволяют говорить, что это было крупное поселение. Археологические материалы свидетельствуют также о наличии мощных укреплений, соборной мечети и богатого мавзолея. По данным областного управления культуры, раскопана центральная часть городища площадью около 25 тысяч квадратных метров. Общая же площадь массива – около 500 гектаров. Сейчас археологи работают над вскрытием одной из построек размером 40 на 20 метров. Что это за здание, неизвестно, но у него имеется фундамент из булыжников. Кое-где есть основания колонн. Обнаружены следы и другой жилой постройки, расположенной, по мнению археологов, вдоль улицы длиной около одного километра, причем по ее краю проходил арык для водоснабжения города. В самом укреплении – несколько ворот с разных сторон. Среди находок – посуда из грубой лепной керамики, горшки, лейки, кувшины, кружки, чашки, тарелки. Все это говорит о развитии в то время ремесел, интенсивном обмене товарами.
Если следовать тропою древних путешественников, то путь из Орнека в Тараз по Великому Шелковому пути мог пролегать через городище Кулан. О нем в своих записях упоминал в VII веке китайский паломник Сюань-Цзан. А арабский географ аль-Максуди оставил такие сведения: “Кулан – укрепленный город, соборная мечеть в нем (медина) лежит на большой таразской дороге”. Другие исторические данные показывают значимую торговую роль города. Считается, что здесь в 740 году был свергнут и убит последний западнотюркский каган. Судя по всему, Кулан существовал на протяжении нескольких веков. Обнаружено несколько культурных слоев, датируемых разными периодами, – от VII до XIII века.
По словам сотрудника районного музея Бауыржана ТОЛЫБАЕВА, здесь находились шахристан, цитадель и следы неукрепленного рабада с восточной стороны дворцового комплекса. Из находок наибольшую значимость представляют средневековый бронзовый казан и несколько терракотовых голов – фрагментов древних статуй. Сложно определить, к европейскому или азиатскому типу можно отнести изображенных людей, но, скорее всего, так пытались увековечить какую-то династию правителей. Зато археологам известно, что здания в основном строились из больших саманных блоков и жженых кирпичей. Причем древние строители использовали глину в качестве и штукатурки, и кровельного материала. Специальный раствор не только крепко держал стены, но и надежно защищал от влаги. Дворцовый комплекс построен без фундамента на выровненной площадке. Наружные стены очень толстые – два-три метра, что говорит о важности объекта. Его старались укрепить на случай вражеских набегов.
Городище Актобе-Степнинское находится по обе стороны реки Аксу в Шуском районе Жамбылской области. По одним данным, датируется VI–VIII веками, по другим – охватывает даже XIII век. Это одно из самых крупных средневековых городищ в регионе. Состоит из двух шахристанов, двух цитаделей и городской округи с длинными валами. Раскопаны дворцовый комплекс, основание минарета, загородные усадьбы. Как и в городище Кулан, имеются признаки виноградарства и виноделия. Оба шахристана довольно крупные: длиной в триста метров, высотой от трех до шести метров. В ходе раскопок здесь найдены уникальные артефакты – поделки из нефрита. Одна из них – подвеска с христианской символикой – вызвала большой интерес ученых, как и полы в раскопанной винодельне – на них прочерченные изображения крестов. Считается, что в IX–XI веках в этом регионе было распространено христианство. По мнению ученых, миграционные потоки по Великому Шелковому пути и могли привести к распространению христианства.
Городище Костобе расположено вблизи села Сарыкемер Байзакского района, на правом берегу реки Талас. Датируется VI–XII веками. Центральные развалины городища представляют собой возвышенный прямоугольный участок (420 на 450 метров), обнесенный по периметру двойной стеной с башнями. Его окружает двойной ров – до и после внешней стены. Это также признак того, что городище являлось важным укреплением. В то же время есть свидетельства, что здесь велась интенсивная торговля. Среди открытий – уникальное святилище, стены которого были украшены богатейшей резной терракотой.
Об этом уникальном строении “КАРАВАН” уже рассказывал. Предназначение его до сих пор остается загадкой. На первый взгляд дворцовый комплекс строился как укрепление. Его фундаментные блоки вытесаны из огромных валунов. Но как древние строители умудрялись не просто аккуратно усаживать каменные глыбы, но и крепко скреплять их? Поэтому в среде целителей и экстрасенсов рождаются версии о космическом происхождении объекта. Известный исследователь Амантай АЙЗАХМЕТОВ даже связывал Акыртас с египетскими пирамидами, которые также построены загадочным образом. Само городище находится в 40 километрах от Тараза. Это один из самых популярных культурно-исторических объектов в Жамбылской области. Сюда ежедневно стекаются туристы со всех уголков Казахстана. В Акыртас государство уже вложило немалые средства. Часть комплекса восстановлена, территория облагорожена. Построена специальная гостиница. Есть даже конференц-зал.
Несколько лет на территории бывшего центрального рынка в Таразе ведутся раскопки. Общественные наблюдатели подчеркивают важность создания здесь музея под открытым небом, но обращают внимание на ряд странностей.
– Наше объединение ведет мониторинг ситуации вокруг раскопок городища Тараз, – говорит руководитель ОО “Шанырак” Нурлан КАНАТОВ. – И у нас появился целый ряд вопросов по воплощению проекта в жизнь.
Вопросы вызывают странности при проведении тендера на выполнение работ. Он был объявлен в апреле 2014 года, а срок подачи заявок истекал 6 мая:
– 30 апреля мы обнаружили там сотрудников одного из ТОО, которые уже проводили работы! Выходит, победитель был заранее известен? Почему изначально к тендерам допускалась только одна иногородняя компания? Только после нашего вмешательства к работам допустили еще три ТОО.
Но, по словам Канатова, ситуацию это не спасло. Две компании работают вопреки всем правилам: мол, раскопы делаются с помощью техники на глубине в несколько метров с риском повредить культурный слой. По мнению собеседника, перед зимой не была проведена консервация, под снегом остались раскопанные объекты. Беспокойство вызвала и судьба найденной археологами золотой монеты:
– Об этой находке протрубили СМИ. Но где она? Я обратился в музей, там ее нет. В управлении культуры заявили, что она в ячейке банка. С какой стати? Для чего мы тогда содержим музей? И как туристам увидеть ее? Идти в банк? Раскопки городища – проект национального масштаба. Им должны заниматься профессионалы. А у нас там много случайных людей, которые не понимают значения культурных ценностей.
По мнению директора музея “Памятники древнего Тараза” Такена МОЛДАКЫНОВА, включение жамбылских объектов в Список Всемирного культурного наследия не дает прямых инвестиционных потоков.
– Мы можем рассчитывать только на хороший туристический поток. Но это и обязывает казахстанские власти к проведению действенных мероприятий в сфере охраны памятников. Сегодня Казахстан вынашивает планы по включению других объектов Великого Шелкового пути в Список ЮНЕСКО. Речь – о серии уникальных памятников: городищах Жуантобе, Караспантобе, Культобе, Туркестан, Сидак, Сыгнак, Сауран, Жанкала (Дженд), Жанкент, Куюк-кескен-кала, Чирик-Рабат, Бабиш-мулла, Тараз, святилища Мерке, некрополи Боралдай, Иссык и Бесшатыр и так далее. От того, как мы отнесемся к международной презентации объектов, вошедших в мировое достояние, зависит судьба других объектов Великого Шелкового пути.
В Жамбылской области есть памятники, свидетельствующие о наличии письменности в древние времена. Ученые к таким вещам относятся трепетно, ведь разгадывать послания из прошлого – это гораздо больше, чем просто решать какие-нибудь ребусы.
До недавнего времени загадочные находки в Жамбылской области ученые успешно разгадывали. Так, надпись на каменном диске, обнаруженном в 1987 году во время раскопок городища Жуван-тюбе (недалеко от Тараза), гласила: “Атлак”. Ученые Института археологии имени А. Маргулана перевели надпись как “место переправы”.
В 2000 году в Кордайском районе в горах Кулжабасы найдена надпись из трех частей. По мнению ученых, первая переводится как “имя батыра, Аккиши”, вторая – “на теплом камне для просмотра”, и отдельно написано слово “сделано”. В 2012 году в тех же горах нашли еще одну древнетюркскую надпись. На плоской части скалы высечен текст: “Превосходная Земля, эль-народу, очень славный Йеген был, жаль!”.
Подобных надписей в долине реки Талас обнаружено около сорока. Большинство удалось прочитать, но вот строчки длиной более метра, высеченные на скале Кемер, в 20 километрах от Каратау, до сих пор никто не может расшифровать.
Тараз. Фото автора и из архива музея Шу