Продление акции сейчас считают весьма своевременным шагом: дополнительные три месяца позволят зарегистрировать немалую часть теневого капитала.
Так в Караганде за пять месяцев рассмотрели всего лишь 200 заявлений - это 19% от числа поданных. Но и 1052 заявления - капля в море. Инвентаризацией недвижимого имущества, проводившейся по заданию министра юстиции РГП "Центр по недвижимости", в области выявлено 82 250 незарегистрированных объекта.
Всего же по Казахстану по различным оценкам, объем теневого капитала варьируется от 20 до 47 процентов ВВП. По данным правительства на 1 сентября 2006 года в целом по республике количество незарегистрированных объектов недвижимости составило 1 438 356, из которых 1 173 194 - жилые, 265 162 - нежилые.
Как оказалось, разъяснительная работа на местах организована не на должном уровне, владельцы объектов до сих пор еще не поняли до конца, какое имущество подпадает под действие закона о легализации имущества, каков механизм его реализации. Не случайно вице-премьер Карим Масимов регулярно критикует руководителей заинтересованных министерств в слабой информационной работе по пропаганде закона в регионах. А также то, что граждане, жители республики еще не знают своих прав и обязанностей в контексте закона. Ведь в регионах до сих пор нет еще той массовости легализующих и легализуемых, на которую рассчитывали законодатели и руководство страны при разработке закона.
Также на сегодняшний день существует проблема разобщенности уполномоченных государственных органов при проведении легализации имущества. В частности, во властных кругах поднимается вопрос о создании координационного органа, куда бы стекалась вся оперативная информация о ходе легализации имущества и денег. Ведь в таком деле необходим ежедневный контроль, мониторинг происходящих процессов. И здесь приоритет должен отдаваться работе на местах. Именно от специалистов, которые работают с населением в непосредственном контакте, зависит насколько эффективно пойдет легализация.
Кстати
Легализация имущества выведенного из экономического оборота - не новшество во взаимоотношениях мировых держав и их граждан. Достаточно сказать, что безусловным лидером по результатам налоговых амнистий среди стран Европы признается Италия. В 1984 году там была проведена амнистия капитала и имущества предпринимателей. А в 2001-2002 годах Италия реализовала специальную программу по легализации скрытого имущества. В результате, в течение 60 дней был амнистирован 21 млрд. евро! В Соединенных Штатах легализация теневого имущества проводится каждые десять лет.
Как известно, в 2002 году у нас в стране уже проходила легализация. Она касалась только денег граждан Казахстана. Тогда легализация проходила путем замещения денежных средств на специальные счета в банках второго уровня. Легализованными деньгами можно было воспользоваться только после окончания срока легализации, составлявшего тогда 30 календарных дней. Кроме того, прошлая акция не предусматривала никаких удержаний с легализуемой суммы.
Также государство гарантировало уничтожение налоговых деклараций лиц, легализовавших денежные средства.
Основной задачей нынешней акции является вовлечение в льготный оборот "теневой" собственности. Соответственно это приведет к расширению налогооблагаемой базы, освобождение граждан и юридических лиц, легализовавших имущество, от ответственности за совершение отдельных преступлений и административных правонарушений, предусмотренных законом страны.
Сам механизм легализации содержит все необходимые условия ее проведения. Вовлечение имущества в законный оборот усиливает его ликвидность, в частности, способность выступать в форме, удовлетворяющей потребности участников гражданских правоотношений.
В результате легализации имущество приобретает свойства обеспечения кредитов необходимых как для предпринимательской деятельности, так и для личных целей. Отсюда и предпринимательская активность правообладателя и свободное участие имущества в гражданском обороте.
Укрепляется право субъектов при универсальном правопреемстве, гарантируется защита вещных прав, усиливается гарантия защиты прав собственника от необоснованных посягательств на имущество.
В нынешней акции могут участвовать не только физические, но и юридические лица республики, изъявившие желание легализовать свое имущество, включая деньги. Для легализации денег не требуется осуществлять зачисление на специальные счета. Достаточно уплатить 10% сбор от суммы легализуемого за саму процедуру.
Кстати
Постановлением правительства РК утверждены правила оформления прав на легализованные земельные участки и правила организации и проведения приемки в эксплуатацию объектов легального недвижимого имущества. Закон РК "Об амнистии в связи с легализацией имущества" в большей степени должен решить проблему узаконения жилища населением.
По данным Министерства юстиции на начало 2006 года порядка 1,3 млн. объектов недвижимости не были оформлены в соответствии с законодательством. И как отмечает в своем выступлении председатель налогового комитета министерства финансов РК Н. Рахметов: "Если будет легализовано 30%, то по расчетам министерства экономики и бюджетного планирования в бюджет дополнительно поступит 2,4 млрд. тенге только налогов, плюс сбор за легализацию, плюс косвенный эффект".
На одном из последних заседаний правительства РК, уполномоченными должностными лицами, ответственными за ход и результаты легализации имущества докладывалось о следующем: в июле текущего года в органы исполнительной власти и налоговые комитеты поступило лишь 8 заявлений, в августе - 810, в сентябре - 3248, а по состоянию на 25 октября 2006 года - 7776 заявлений. Легализовано имущества на общую сумму 1175 млрд. тенге, легализовано денежных средств на сумму 682 млн. тенге, в сельских районах легализовано 185 000 единиц сельхозтехники.
Такая тенденция относительной активности сельского населения по всей видимости связана с отсутствием сборов за легализацию. Вместе с тем, на пути реализации норм закона о легализации еще много нерешенных вопросов и проблем. Так, перед уполномоченными органами остро встал вопрос: как быть с дальнейшей регистрацией уже легализованного движимого имущества - автомобилей, сельхозтехники и прочего.
Между тем, в перечне документов, представляемых для легализации движимого имущества по закону отсутствуют документы, удостоверяющие право владения. В налоговые органы обращаются граждане для легализации движимого имущества, у которых вообще отсутствуют какие-либо документы. В основном это сельчане, получившие сельхозтехнику в виде пая, при реформировании бывших государственных и других сельскохозяйственных предприятий. Но для государственной регистрации правоустанавливающие документы необходимо представить в строго обязательном порядке.
Это приписывают все правила, касающиеся регистрации техники. Такие прецеденты появляются и будут появляться пока правительство в срочном порядке не внесет изменения и дополнения именно в те правила, которые само и издало ранее. Необходимо максимально упростить процедуру легализации. Еще не совсем четко расписан порядок взаимоотношений госорганов, при решении вопросов легализации имущества. А возможные поправки и дополнения могли бы законодательно обязать уполномоченных на то госслужащих своевременно и качественно исполнять свои обязанности.
И каждый желающий потенциальный субъект легализации мог бы беспрепятственно и в установленные сроки получить на руки готовые документы на право свободного владения своим имуществом.
По словам Мухтара Тиникеева, руководителя рабочей группы Мажилиса Парламента по поправкам в закон о легализации имущества, в законе изначально было очень много недоработок.
В частности, закон требовал, чтобы человек, желающий легализовать деньги, принес всю сумму в банк, положил ее на счет, заплатил 10% в пользу государства и только тогда ему выдавали справку. Однако здесь не учитывалось то, что деньги попросту могли быть вложены в оборот. Теперь же наличность можно узаконить, оставляя ее в бизнесе: просто платишь 10 процентов от суммы. Также сейчас от 10% сбора освобождены сельские жители: ранее бесплатно они могли легализовать лишь сельхозтехнику.
По мнению Мухтара Тиникеева, с принятием поправок процесс легализации имущества пойдет с большим энтузиазмом.
P.S.
Глава государства подверг резкой критике нерасторопность правительства в важном государственном деле - легализации имущества.
Последовавшая за этим реакция правительства, связанная с ужесточением спроса за исполнением закона, в частности, введение обязательных отчетов глав регионов о проведенной работе по легализации имущества каждую субботу перед первым вице-премьером вселяет надежду, что легализация пройдет успешно: ее темпы ускорятся, а объемы - увеличатся.