На минувших публичных отчетах акимов всех уровней перед населением в ЮКО, на большинстве встреч обсуждался вопрос о грядущей выборности сельских властей и развитии местных органов самоуправления.
Акимовские отчеты в Южно-Казахстанской области в основном проходили еще до послания Президента Назарбаева, в котором он поставил задачу перевести этот вопрос из разряда теоретических, на стадию практического воплощения в самом ближайшем будущем.
Правительство получило задание разработать законодательную базу, и, будем надеяться, специалисты достаточно подробно разберут все стороны нововведения.
В то же время представляет интерес и мнение самих потенциальных избирателей местной власти - рядовых жителей села. Даже не будучи искушенными в законотворческих нюансах, однако имея достаточный житейский опыт, селяне вполне отчетливо осознают какие камни преткновения могут возникнуть в процессе выборов местных акимов.
Примечательно, но проблема так называемого "административного ресурса", с помощью которого во главе каждого села может оказаться ставленник областного акимата (выборность которого пока не планируется), волнует южан меньше всего.
Возможно отчасти потому, что на отчетах акимов, организованных самими акиматами, выступления "с мест" некоторым образом заранее корректировались, отсеивая неудобные для властей темы.
Повторюсь, что это лишь предположение.
Второй вариант лояльности народных масс к административному ресурсу - заметно растущий уровень жизни на селе. При этом крестьяне конечно постоянно имеют какие-нибудь претензии к властям, но в целом, объективно понимают, что каждую проблему следует прежде всего пытаться решать самим, не дожидаясь даров с верху.
Приноровившись к существующим условиям, селяне вполне доброжелательно относятся к ныне действующим сельским акимам - "назначенцам", живя по принципу - пусть и пользы от него не будет, лишь бы не мешал.
При таком раскладе возможность административного вмешательства в грядущие сельские выборы воспринимается крестьянами даже с некоторой конформистской утайкой. Пусть, мол, власть опять решает все наши проблемы, нам же останется благородное право чуть что обвинять акима во всех тяжких, не отвлекаясь на сложную и ответственную задачу участия в полноценных выборах.
А то, что накал страстей во время действительно свободных выборов на селе может дойти до уровня, не свойственного обычно спокойному селянину, не сомневается никто.
И здесь по мнению аксакалов и неравнодушных сельских жителей, могут возникнуть куда более серьезные проблемы, нежели даже пресловутый административный ресурс.
На первом месте - кланово-родственные связи. Потенциальные претенденты на акиматство, не отличающиеся деловыми качествами, зато имеющие благодаря поддержке многочисленной родни подавляющее большинство голосов - один из самых опасных моментов свободных выборов.
В лучшем случае вся работа такого выборного акима будет сводиться к обслуживанию своей родни. Хорошо, если в родственниках окажется весь поселок, ведь в конечном счете сельского акима и выбирают, чтобы он усердно заботился об интересах своего избирателя.
Увы, жизнь гораздо пестрее таких идеальных вариантов. И огромное количество крестьян на Юге Казахстана при таком варианте рискуют оказаться в положении бедных родственников, которые просто не смогут нормально жизнь и работать в родном поселке.
Второй момент - коммерческо-корпоративные лобби. Уже сейчас в регионах появляются и активно действуют развитые промышленные и финансовые корпорации, которые естественно, будут использовать все возможности для укрепления своих позиций. До принципов социально ответственного бизнеса эти структуры в основном еще не доросли, зато прекрасно усвоили все приемы подковерной борьбы в стремлении к прибыли.
Нельзя сбрасывать со счетов и религиозно-экстремистские тенденции, все отчетливее проявляющиеся на Юге Казахстана. Хотя в настоящее время приверженцы экстремистских теорий действуют в основном конспиративно, не приходиться сомневаться, что в своем стремлении легализоваться они будут использовать все шансы.
Примерно такие проблемы будущей выборности акимов поднимают селяне. Однако характерно, что уповая на ясные и подробные законы, жители сельских округов прекрасно понимают, что эффект от выборов в первую и последнюю очередь будет зависеть от их собственной активной позиции.