Всем бы такие зарплаты!

Более года тому назад, в феврале 2010-го, президент “КазМунайГаза” Каиргельды КАБЫЛДИН отказался говорить о заработках руководства компании, назвав доходы своих сотрудников низкими: “Уровень зарплаты наших специалистов гораздо ниже по сравнению с крупнейшими нефтяными компаниями, с которыми мы в конкурентных условиях работаем на нефтяном рынке Казахстана. Все системы мотивации урезаны, сокращены и другие социальные пакеты, и мы имеем утечку кадров”. Рассказать о доходах менеджеров компании ее глава был готов в случае, если это же сделают медная корпорация “Казахмыс” и горнорудный гигант ENRC. “Наши зарплаты в 24 раза меньше, чем в “Казахмысе”, и в 30 раз меньше, чем в ENRC. И меньше, чем в других 38 нефтяных компаниях, работающих в Казахстане”, – заявил тогда г-н Кабылдин.

Сегодня топ-менеджеры “КазМунайГаза” все-таки раскрыли размеры заработной платы и бонусов. В прошлом году члены правления компании получили в виде бонусов и вознаграждений 2,2 миллиона долларов. Самым высокооплачиваемым “нефтяником” нацкомпании оказался руководитель группы оперативного управления в Актау Владимир МИРОШНИКОВ – в 2010 году его зарплата и другие выплаты составили 452 000 долларов. Немногим меньше получил бывший генеральный директор и председатель правления Кенжебек ИБРАШЕВ – 389 тысяч долларов. “Всего” на 10 тысяч долларов меньше заработал за год бывший директор производственного филиала “ОзенМунайГаз” компании Багыткали БИСЕКЕН – 279 000 долларов. За год доходы “топов” увеличились практически вдвое. Еще в 2009-м г-н Мирошников заработал 174 000 долларов, а Кенжебек Ибрашев год назад получил 123 000 “зеленых”.

Считается, что рост заработков менеджеров должен зависеть от роста производственных показателей компании, которой они управляют. По итогам 2010 года “КазМунайГаз” добыл 22 миллиона тонн нефти, или на 17 процентов больше, чем за год до этого. Прибыль компании (за счет роста цен на нефть на мировом рынке) выросла на 31 процент. Зарплаты руководства за это же время увеличились на 150–200 процентов! НЕ СЛИШКОМ ЛИ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА?

Рассказывать общественности и акционерам о доходах начальства – привычная практика крупнейших корпораций мира. Даже влиятельные частные компании Европы и США публикуют эти данные регулярно, любой желающий может их найти в Интернете. Размеры зарплат, как правило, скрывают фирмы из “третьего мира” – тех стран, где есть серьезные проблемы с коррупцией.

Например, “Казахмыс” вполне мог бы рассказать о доходах своих менеджеров. Правительство Казахстана и госхолдинг “Самрук” в медной корпорации в совокупности имеют солидную долю. Как акционеры компании, они вполне могут получить и обнародовать данные о зарплатах “топов” компании. Есть возможность раскрыть и доходы руководства ENRC – Комитет госимущества Минфина управляет 11 процентами акций компании, и еще 26 процентов принадлежит “Казахмысу”, одним из акционеров которого является государство.

Напомним, что в 2006 году Президент республики Нурсултан  НАЗАРБАЕВ распорядился урезать зарплаты крупнейших чиновников до приемлемого уровня. “Привести зарплаты в соответствие с производительностью труда, а уже полученные излишки вернуть в кассу”, – потребовал глава государства, узнав, что президент компании “Казахтелеком” зарабатывает 364 тысячи долларов в месяц, глава Банка развития Казахстана – 100 тысяч, а руководитель “Самрука” – 34 тысячи долларов.

Зарплаты урезали, деньги вернули. А 10 февраля 2009 года Премьер Карим МАСИМОВ на заседании правительства потребовал привязать доходы менеджеров госкомпаний к его собственной зарплате: “Вношу такое предложение: для государственных компаний – фонда “Самрук-Казына”, “КазАгро”, СПК и так далее: верхняя планка зарплаты первого руководителя, топ-менеджеров не должна превышать зарплату Премьер-министра”. Премьер также обязал своих подчиненных отвечать на вопросы о зарплате. В своем блоге Карим Масимов написал, что в феврале 2009 года его заработок составил 700 тысяч тенге.

С тех пор либо зарплата у Премьера резко выросла – судя по заработкам в КМГ, либо Масимов государственным “топам” – не указ?

Или почему бы по примеру “КазМунайГаза” руководителям других нацкомпаний не рассказать народу Казахстана о своих долгах?! Кстати, ходят упорные разговоры о том, что президент АО “Казахтелеком” по-прежнему якобы получает свои 364 тысячи долларов в месяц…

Наш вопрос Премьер-министру Казахстана Кариму МАСИМОВУ:

Каков сегодня размер ежемесячной заработной платы и бонусов топ-менеджеров АО “Казахтелеком”, АО “КТЖ”, АО “Казатомпром”, а также руководителей других госкомпаний и фирм, в которых государство имеет крупный пакет акций?