Во-первых, время для столь радикальной новации не самое удачное. Казахстан еще выбирается из кризиса, хотя международные эксперты говорят о приближающейся новой его волне, которая неминуемо отзовется на наших доходах. Косвенно мысль о том, что это на самом деле так, подтверждает сам Б. Жамишев. Не успела газета попасть в прошлую пятницу к читателю, как министр финансов через информагентства сообщает: дескать, граждан, получающих зарплату выше 300 тысяч тенге (6 сентября, по информации ИА “Новости Казахстана”, он говорил о 250 тысячах), в стране насчитывается не более 2 процентов и цена вопроса – какие-то 12,5 миллиарда тенге. Из чего можно сделать вывод, что народ у нас отнюдь не жирует. И поправить бюджет за счет этих двух процентов – практически дело безнадежное. Зато на благосостоянии каждой семьи, где, как правило, один из членов зарабатывает выше названной суммы, налог скажется достаточно существенно.
Те, кто постоянно ходит в магазины и на базары, знает: деньги подешевели не на 25 процентов. Если полтора года назад на 15 тысяч тенге в оптовом магазине можно было приобрести полную тележку продуктов и товаров первой необходимости, то сейчас она будет заполнена едва ли на треть. В Алматы в этом году подорожали мясо, молоко, рыба, хлеб, бензин, крупы. Пресловутая гречка просто взлетела в цене. Мы стали больше платить за коммунальные услуги и лекарства. Кстати, любой хронический больной у нас тратит не менее 100 долларов в месяц, а то и больше – новые, более эффективные лекарства, как правило, стоят свыше двух-трех, а то и пяти тысяч тенге.
О том, что предлагаемая мера не ко времени, говорит и то, что с этого года мы вошли в Таможенный союз. Его плюсы еще впереди, хочется верить, что они обязательно будут, но вот минусы не заставили себя долго ждать. Например, как сообщает КазТАГ,
с 23 сентября по просьбе российских производителей авторезины поднимаются цены на бывшие в употреблении японские шины, и автолюбители, услышав новость, стараются сейчас их срочно приобрести.
Чиновник, войди в положение!
Мы не против помочь партнерам по союзу, но тогда и государство должно бы войти в положение своих граждан.
Хотя, конечно, есть среди них люди, которых кризис почти не коснулся. Они продолжают покупать дорогие продукты и вещи, не отказывают себе в летнем и зимнем отдыхе на престижных курортах, покупают дорогие авто, то есть живут, как и всегда, на широкую ногу. Это отнюдь не производители продукции – тех удорожание сырья, материалов, транспортировки, коммунальных услуг ударило очень больно. В основном продолжают наслаждаться жизнью люди, живущие, скажем так, на нетрудовые доходы – в основном, как ни крути, чиновники, те из них, кто приближен к распределению бюджетного пирога, к тендерам, те, кто вхож в различные высокие кабинеты, а также те, кто успел сколотить солидные состояния на продаже сырьевых ресурсов.
Не секрет, что армия госслужащих, увеличившаяся за последние годы в два раза, получает из госбюджета, кроме зарплаты, солидные доплаты в виде премиальных, лечебных, бесплатного (качественного) медицинского обслуживания, дешевого питания в правительственных и депутатских столовых, пользуется неслабым автопарком самых престижных марок. Именно они абсолютно уверены в том, что кризис успешно преодолен. Если верить данным Госкомстата, верно, перевалили через крутой перевал. Если же верить продуктовой тележке в оптовом маркете и чаще заглядывать в свой кошелек, то… не сходятся как-то концы с концами.
Обычный гражданин платит из своего кармана за все – за жилье, коммунальные услуги, лекарства и медобслуживание, обучение детей в школах и вузах, городской транспорт и продукты питания. И в его повседневной жизни госбюджет ему не помощник. Наш человек привык отвечать за себя сам.
Кто там ездит на “Лексусах”?
Так вот, категорию “оптимистов” все равно под новации о прогрессивном подоходном налоге не подведешь. Повышай налог хоть до потолка, хоть до небес, их основные доходы будут скрыты от глаз фининспектора, но не от глаз обывателя. Вот что пишут читатели после нашей публикации: “Если у нас в стране менее двух процентов составляют граждане, получающие зарплату более 250 тысяч тенге, то откуда в Астане, Алматы и других городах десятки тысяч самых навороченных “Мерседесов”, “Ландкрузеров”, “Лексусов”, “Порше”, “Гелентвагенов”? И, наверное, не на пособия по безработице или зарплату чиновника, пусть и очень большого, красуются в самых живописных местах пригородов дворцы, коттеджи и виллы”.
Как предлагают наши читатели, было бы справедливо поднимать налоги начиная с более высокой шкалы зарплаты, например, с миллиона тенге. Пусть раскошеливаются те, кто получает нехилые бонусы за якобы эффективную организацию дела в тех же национальных компаниях, которые являются чаще всего монополистами и оперируют огромными бюджетными средствами. Еще можно, наконец, ввести существенный налог на роскошь, только надо определить, что такое роскошь в денежном выражении. Не единственная квартира за 300 тысяч американских тенге, а особняк под миллион долларов; автомобиль за 150 тысяч и прочее. Хотя, конечно, налоги на роскошь – это та же попытка легализовать нетрудовые доходы, пока налоговики видят свои безмятежные сны и не пытаются спросить у богатых налогонеплательщиков, откуда “дровишки”.
То есть “по размышленьи зрелом” можно было бы подсказать господину Жамишеву иные, более справедливые и эффективные пути пополнения казны.
И, в конце концов, надо уже навести порядок в распределении и использовании бюджетных средств. Депутатам не мешало бы задуматься во время рассмотрения очередного годового бюджета о настоящих нуждах налогоплательщиков и наконец ответить на вопрос: как бюджет поможет решить самые насущные нужды простого человека, которому надо качественно лечиться, хорошо учить детей, чувствовать себя в безопасности, приобщаться к прекрасному? Представьте только: за последние годы, когда отстраивалась вся республика, в самом крупном городе страны – Алматы – не появилось ни одной современной клиники (за исключением маленьких частных), ни одного нового вуза, ни одного нового музея или театра, ни одного современного производства, ни одного нового научного учреждения, которое решало бы серьезные инновационные задачи. Перечисление можно было бы продолжить.
Поможем народу… клумбами!
Ну нельзя же считать исчерпывающей заботой о гражданине разведение цветочных клумб и строительство фонтанов. Красиво, да, но на хлеб не намажешь. Вот и судите о подходах к вопросу распределения бюджетных средств. А уж об использовании денег, которых всегда не хватает, можно писать романы. Остается только удивляться, почему депутаты парламента, приглашая с отчетом руководителей национальных компаний и компаний с участием государства, министров и руководителей различных ведомств, не спрашивают, на какие цели потрачены миллиардные суммы, какой эффект получило государство и каждый налогоплательщик от бюджетных щедрот.
Помните строки Олжаса?
Распределить по труду и по совести,Каждому дать по какой-то способности,Дать по таланту! Пусть по талантику.Всем африканцам –По горсти снега!Я б раскидал по пустынямАтлантику,Чтобы за каждым барханом синело.
Деньги отнять – много ума не надо…
Отнять у менеджера средней руки или “малого предпринимателя” то, что они зарабатывают своим трудом и в поте лица, много ума не надо. Кстати, так считает и председатель Национального банка страны Григорий Марченко. На днях он выразил сомнение в том, что предлагаемое Министерством финансов введение прогрессивного индивидуального подоходного налога (ИПН) увеличит поступление налогов в бюджет. “Нужно понимать, сколько людей реально имеет высокий уровень доходов и какой эффект на эту группу населения окажет введение более высоких ставок налогов, какая часть из этой группы населения будет платить повышенную ставку, а какая часть не будет. Но приведет ли повышение ставок налогов к повышению их поступлений – это тоже вопрос”. При этом он выразил мнение, что предлагаемый уровень дохода в 250 тысяч тенге “не является характеристикой богатого человека в Казахстане”.
“Я думаю, что основные обсуждения в Парламенте будут как раз об этом, то есть о том, с какого уровня дохода какую ставку применять”, – предположил Марченко. По мнению главы Нацбанка, ставки отдельных налогов нужно повышать, но делать это необходимо комплексно и после аналитической работы.
Судя по всему, такая работа Минфином еще не проводилась.
Адил ИБРАЕВ, Алматы