Конфликтологический центр Алматы представил в ЮНЕСКО свое исследование по детям, которые не посещают школы. Полученные данные, полностью опрокидывают официальные цифры Министерства образования. Однако экспертов пугает не столько масштаб проблемы, сколько официальные пути ее решения. Чиновники предполагают, что если выловить всех прогульщиков и насильно посадить их за школьные парты, закон о всеобуче будет выполнен на "ура". На самом деле это нисколько не решит проблему. Слишком разные причины, по которым малолетние граждане страны отказываются получать знания в школах. И слишком бесправны те, кто должен помочь детям вернуться в школу.
Исследование проводилось в девяти областях Казахстана. Как выявлялись прогульщики? Не стояли же исследователи около школ и не ловили за руку тех, кто не дошел до школы или вышел из нее и уже не вернулся в ближайшие десять дней... Координатор центра Светлана Бекмамбетова говорит, что их центр запросил помощи на местах у работников департамента образования, комиссий по защите прав детей, ЦВИАРНов, обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, международных структур, всех, всех, всех, кто так или иначе был связан работой с детьми. Самим исследователям тоже пришлось немало поработать. Около школ, действительно, никто не стоял. Зато пришлось курировать места стихийных сборов детей: базары, автотрассы, барахолки. Так в Таразе много детей, прогуливающих школы, было "снято" с автотрассы, где они подрабатывали мытьем машин. В Чуйской долине поймали мальчика, который уже во второй раз ушел из дому и, как и в первый раз, почему-то направлялся в Саратов. Однажды его уже возвращали домой, но он упорно уходит из дому и опять отправляется в дальнее путешествие. Про школу такой ребенок, конечно же, не вспоминает.
В Алма-Ате много детей в школьное время промышляли на базарах и толкучках. Чем они там занимаются? Директора рынков говорят, что одни устраиваются носильщиками, другие милостыню просят. Выгнать детей с базара невозможно. Они лезут во все дыры и щели. Даже если их забирает милиция, они через время возвращаются на свои "рабочие" места. В Лениногорске, как выяснилось, было много родителей, которые вообще забыли отвести своих детей первый раз в первый класс, не говоря уже о втором разе и вообще о постоянном посещении школы. Самыми верными местами сбора детей, прогуливающих школы абсолютно во всех городах, были церкви и мечети. Там, как правило, был самый большой "улов" неучащихся детей школьного возраста.
Со всеми детками, попавшими на карандаш исследователей конфликтологического центра, был проведен экспертный опрос. У детей спрашивали: почему они не посещают школу? Ответы были самые разные:
1.Потому что мне надо зарабатывать деньги. Я хочу работать.
2. Потому что я не хочу учиться.
3.Потому что мне нужно помогать маме сидеть с младшими братьями и сестрами.
4.Потому что в школе обижают.
5.Потому что я не понимаю материала, который нам объясняют на уроках. Мне трудно учиться.
6.Потому что нет школьной одежды, и вообще нечего надеть.
7.Потому что мне это не надо!
И вот теперь представьте, что все эти "потому" Министерство образования предпочитает решать одним махом: "Надо учиться и все". Под флагом этого грозного постулата школьные учителя вынуждены ходить по домам своих микроучастков и выявлять прогульщиков. Зачастую они возвращаются в школы ни с чем. То оказывается, что в квартире, где прописана одна семья, на самом деле проживают совсем другие люди. То в вечернее время в частном секторе до хозяев достучаться невозможно, зато на спущенных собак нарваться ничего не стоит. Наиболее сметливые учителя в начале своего розыска обращаются в КСК и просят предоставить им списки настоящих жильцов. Однако и у них мало что получается. Нередко "трудные" родители им просто не открывают двери, а кто "повеселее" - кидаются на учителей с кулаками. Случаев избиения учителей при выполнении закона о всеобуче, предостаточно. Но даже тогда, когда учителям удается наскрести какую - никакую статистику по злостным прогульщикам, их данные остаются закрытыми для всех остальных инстанций и органов. В РОО и департамент образования поступают "причесанные" цифры, дабы никто из отвечающих за неучащихся детей, не пострадал.
Как можно за это пострадать? Как - понятно: педагоги получают выговора или освобождают занимаемые рабочие места. А вот за что они страдают и почему, совсем не понятно. Получатся абсурд какой-то: дети не учатся, а отвечают за это учителя, которые обязаны заставить ребенка учиться. Хотя по закону о всеобуче отвечать за детей должны пх родители. Когда-то так оно и было. Не пришел ребенок в школу, сообщили родителям на работу. Там за плохого папу (или маму) партком брался, профсоюз подключался. В общем, механизмов воздействия на родителей было много, и как ни странно, они действовали. Сегодня...
Сегодня появился новый тип мам ( кстати, вполне нормальных) которые из лучших побуждений отказываются вести детей в школу. Они вполне серьезно считают, что там их ребенка ничему хорошему не научат, только "испортят". На этом основании такая мама предполагает образовывать своего ребенка сама. Конечно, она даже не догадывается, что у директора близлежащей школы по этому поводу будут очень большие неприятности. Со слов директоров школ, учителя должны будет сделать все возможное, чтобы мама переменила свое решение и обеспечить посещение школы ребенком. Но это не самый трудный вариант вытаскивания ребенка в школу. Хуже, когда дети не ходят в школу совсем по другим причинам. По каким, смотрите выше. Как их может решить директор школы или несчастный учитель? Никак. Однако, формально вынужден решать. Оттого по данным Министерства образования по республике проблема детей, непосещающих школы, ставится остро, а решается вяло. Детей - прогульщиков официально немного: 645.
Между тем, в 544 населенных пунктах Казахстана, в которых проживает 14 тысяч детей школьного возраста, вообще нет школ. Дети не учатся. Об этом чиновники от образования предпочитают не вспоминать.
Кроме педколлективов на страже закона о всеобуче стоят правоохранительные органы. МВД республики Казахстан работает с прогульщиками по-своему: инспектора в погонах проводят самые разные правоохранительные операции. В 2000 году за две такие "чистки" улиц было выявлено по всей стране 7600 детей, не посещающих школу. В один только ЦВИАРН города Алматы ежемесячно поступает 3,5 тысячи детей. Но прогульщиками считаются только те, которые не ходят в школу дольше десяти дней. Конфликтологический центр прибавил к этим данным свои: 645 детей не посещают школы более 10 дней в месяц,117 - по причине миграции, 97 - находятся в розыске, 291 - находятся под следствием, 124 - не желают учиться, 16 - не учатся по причине отсутствия интернатов.
Из всех этих цифр эксперты сделали вывод, что проблема детей, прогуливающих школы, характерна для малоимущих семей, и ярче всего проявляется в подростковом возрасте, что тоже свидетельствует о субкультуре подростков. Решить ее формально, заставив детей ходить в школу, невозможно. Нужны неформальные пути решения проблемы. Какие именно? Исследователи конфликтологического центра в качестве своих рекомендаций предложили развивать в стране сеть дворовых клубов, вечерних школ, центров психологической помощи для молодежи. Кто бы их услышал и принял меры? Ну и конечно же исследователи говорят, что за прогулы детей надо привлекать к ответственности родителей. Кто это должен сделать? Пока же вся ответственность за учеников, непосещающих школы, лежит на плечах школы.
И еще. Зачем все эти данные вдруг были поданы в ЮНЕСКО? Зачем им наши проблемы? Оказывается, само исследование ситуации было заказано ЮНЕСКО и естественно профинансировано. В 2000 году на международной конференции было достигнуто соглашение и выработана программа "Образование - для всех". Проведенное исследование - часть этой программы.