Все вернется на круги своя?

Договоренность достигнута в Москве по итогам заседания рабочей группы по подготовке Договора о зоне свободной торговле стран СНГ.
Что свидетельствует о заинтересованности Москвы в том, чтобы со временем привлечь в Таможенный союз все вышеперечисленные страны. Когда Россия говорит о потенциале Таможенного союза, то подразумевает именно постепенное вхождение в интеграционную структуру других государств.
Правда, на этот раз выбран обходной путь. Таможенный союз уже создан, а интеграция в рамках СНГ только предполагается. В перспективе, как и в случае с ЕврАзЭС, структуры могут объединить, создав Таможенный союз в расширенном составе.
По сути, Москва намерена объединить единой таможенной зоной все постсоветские государства, что, в свою очередь, создаст рынок, альтернативный объединенным рынкам Европы и Америки. А это усилит влияние России на постсоветском пространстве.
Туркменский отказ
Если раньше кто-то и сомневался в том, что Гурбангулы Бердымухаммедов, пришедший к власти после смерти Сапармурата Ниязова, пойдет другим путем, то теперь все сомнения канули в лету.
Туркменский президент строго придерживается политики нейтралитета. Он не входит ни в какие региональные и интеграционные структуры. Он редко посещает встречи глав государств СНГ. Он откровенно не хочет участвовать в очередной большой российской интеграционной игре под названием Таможенный союз.
Поэтому неучастие Туркменистана на московской встрече не вызвало ничего, кроме умиления. Ашхабад, сознательно или несознательно, стал страной, не приемлющей никого и ничего кроме себя.
Наверное, это самое независимое из всех постсоветских государств. Туркменистан ничего никогда не заявляет. Он не интересуется проблемами региона. Разве что водной, но и то лишь в той степени, в какой она касается водоснабжения Туркменистана.
Поэтому искать какие-то глубинные причины неучастия данной центрально-азиатской страны в московской встрече нет никакого смысла.
Но не думать о Туркменистане в свете глобальной интеграции просто нельзя. Эта страна закрывает Узбекистану выход на Кавказ. Именно Туркменистан должен стать транзитной территорией для казахстанских товаров по строящейся железной дороге Узень-Горган. Ашхабад заслоняет собой Центральную Азию от Кавказа. Все это вместе взятое еще раз свидетельствует: никому ненужных стран в мире не существует. Есть страны, которые просто не могут себя правильно и выгодно подать.
Но в рамках интеграционного процесса по чисто экономическим вопросам Ашхабад может пойти на попятную. Вполне возможно, уже на ближайших встречах в рамках СНГ Туркменистан заявит о своей готовности войти в единую таможенную зону. Если там не будет политики…
Баку сам по себе
Вполне возможно, что туркменский фактор как-то повлиял и на решение Азербайджана участвовать в московской встрече в качестве наблюдателя.
Баку не может не понимать, что полнокровной интеграции с Центральной Азией, пока Туркменистан упорствует в своем желании нигде не участвовать и никаких обязательств на себя не брать, не получится.
По большому счету, Азербайджан входит в число государств, которым Таможенный союз выгоден. У официального Баку есть нефть, а также поступления от ее продажи. То есть вступительный взнос в виде уменьшения таможенных поступлений, как и Казахстан, Азербайджан легко заплатит.
Стимулом активизировать интеграцию на Восток могут стать довольно теплые отношения с одним из учредителей Таможенного союза – Казахстаном. Стороны всегда хорошо друг друга понимали.
Азербайджанское руководство, как и его коллеги по постсоветскому пространству, не могут не понимать очевидного факта: в ближайшие годы и десятилетия азербайджанские товары, кроме нефти, не будут востребованы ни в Европе, ни в США, ни тем более в Китае.
Значит, в ближайшее время для Баку интеграции в рамках СНГ, а потом и Таможенного союза нет альтернативы.
Роль плацдарма для американского влияния в странах Кавказа для Азербайджана неперспективна. В чем азербайджанское руководство убедилось на протяжении последних 10 лет. Ничего кроме обещаний азербайджанцы от американцев не услышали.
Так что вероятность вхождения Баку в интеграционное пространство велика. Если в ближайшее время США не дадут другие, более весомые предложения.
Ничего не понятно
Узбекский президент Ислам Каримов, по всей видимости, самый последовательный и решительный противник Таможенного союза.
Еще когда переговоры по Таможенному союзу только начались, он не раз публично выступал с его откровенной критикой.
Во-первых, ему сразу же не понравилось трехстороннее соглашение. Особенно на первоначальном этапе, когда президенты России, Казахстана и Беларуси несколько раз повторили схему запуска новых членов. Сначала три страны обговорят все вопросы, разработают правила игры, и только потом остальные государства начнут входить в Таможенный союз на их условиях.
Во-вторых, узбекский президент, как бы ни складывались обстоятельства, опасается усиления российского влияния в Центральной Азии. Поэтому любые интеграционные объединения с участием государств региона воспринимает как покушение на Узбекистан. С тех самых пор, когда он спрятался под китайско-российский зонтик от раздражения Запада после андижанских событий 2005 года, Каримов стал еще более осторожным.
В-третьих, у Узбекистана нет ликвидных ресурсов, позволяющих благополучно пережить первый этап участия в Таможенном союзе. Узбекская экономика весьма энергозатратна, поэтому львиная доля добываемого здесь природного газа используется для внутренних нужд. Излишки подчистую и на много лет вперед скупает российский газовый монополист «Газпром».
В-четвертых, ни Москва, ни Астана, ни Минск не могут испытывать по отношению к своему коллеге из Ташкента чувства безграничного доверия. Каримов может в любой момент переметнуться на сторону Запада, если получит четкий и ясный сигнал о прощении из Вашингтона. Что нервирует Медведева, Назарбаева и Лукашенко. Вероятность вхождения Узбекистана в единую таможенную зону мизерная. Это наиболее подверженная настроениям страна и эмоциям - президент.
И не туды, и не сюды
Фактор России в Таможенном союзе весьма силен. Это крупнейший потребительский рынок. Именно он сделал иллюзорную идею Таможенного союза реальной.
Казахстан и Беларусь хотят использовать данный фактор, чтобы получить рынок сбыта своей продукции. В свою очередь, российские компании настроились еще более активно выходить на казахстанский и белорусский рынки.
Если планы Москвы по привлечению в единую таможенную зону других стран постсоветского пространства увенчаются успехом, то в перспективе Таможенный союз станет единственным и самым успешным интеграционным начинанием России. Не секрет, что со времени развала СССР все государства СНГ ждали от Москвы какой-нибудь успешной интеграционной идеи.
Период, когда Россия шарахалась из стороны в сторону, прошли. Москва повернулась лицом к своим традиционным партнерам. Увлечение Западом, Китаем и другими частями света (к примеру, Южной Америкой) прошло.
Все это может свидетельствовать, что идея единого таможенного пространства по периметру бывшего Советского Союза может быть реализована. В любом случае, Москве придется до конца нести свой крест интегратора.
Если и на этот раз Россия отступит, а Таможенный союз не заработает, Москва может навсегда потерять доверие. А потерянное доверие – самая сложная вещь для реанимации.

Автор: Olga Borissova