Все трещит по плану?

Первый инцидент вокруг возводимого (точнее, выкапываемого) компанией “Базис-А” подземного комплекса на площади Республики в Алматы произошел еще в феврале этого года, когда улица под местом работ пошла трещиной. Тогда был широк спектр причин произошедшего, в которые алматинцам предлагалось поверить, – это и непростые климатические условия южной столицы, и большегрузные автомобили, разбивающие своими шинами хрупкий асфальт, и вода, неизвестно почему именно в этот момент просочившаяся сквозь покрытие площади. Заявляли даже, что разлом в асфальте был сделан чуть ли не по плану.

После этого активность строителей на главной площади Алматы постепенно стала сходить на нет. А на этой неделе вообще принялись убирать часть ограждения вокруг котлована. В средствах массовой информации появились сообщения о том, что городские власти имели неприятный разговор с руководством компании-застройщика – “Базис-А” на предмет того, будет ли доведено строительство до конца или яму в центре Алматы придется все-таки засыпать.

За разъяснениями мы обратились к Мариане Балакиревой, директору ТОО “Базис Трейд Инвест”, компании, занимающейся проектом комплекса “Алмалы”.

– Приостановление работ было плановым, – сообщила Мариана Балакирева. – В течение нескольких месяцев специалисты Казахского научно-исследовательского института сейсмостойкого строительства и архитектуры проводили по нашему заказу необходимые для дальнейшего строительства исследования и замеры. Это никак не отразится на сроках сдачи объекта в эксплуатацию, так как мы закладывали такой “люфт” на работу экспертов.

В самом институте подтвердили, что обследование действительно производилось.

– При разработке грунта наметились тенденции к развитию оползня, что стало причиной возникновения трещин в асфальте, – рассказал Виталий Хомяков, старший научный сотрудник лаборатории оснований, фундаментов и микросейсморайонирования КазНИИССА. – Мы обследовали состояние откосов котлована и установили, что развитию оползневых процессов способствовало недостаточно надежное закрепление откосов. Оно было выполнено в виде тонкой бетонной стенки из сетки-рабицы с нанесенным поверх торкрет-бетоном и связанной грунтовыми анкерами. Конечно же, такая конструкция не могла выдержать оползневое давление грунта.

На прямой вопрос – являются ли оползень и возникшая вслед за ним трещина следствием недоработок в проекте подземного комплекса “Алмалы” – Виталий Хомяков дал прямой ответ: “Проект был некорректен. Первоначальные расчеты были произведены недостаточно верно. Но это касается только того направления, которым занимаюсь я, а именно котлована. За остальные части объекта я отвечать не могу”.

Наше издание уже не раз писало, что недоверие вызывают не размах и сложность проекта, а странная политика, как бы сказать помягче, умолчания вокруг возведения подземного города. В такой ситуации самый дикий слух или самый страшный прогноз может оказаться явью.

Филипп ПРОКУДИН, Иван БЕСЕДИН (фото)