Все союзы похоронит “Русский мир”?

Несмотря на появление Евразийского экономического союза и других объединений стран, СНГ рано списывать со счетов. Как уверены эксперты, в будущем именно эта структура поможет бороться с терроризмом и экстремизмом.

СНГ: поматросить и бросить

В декабре Казахстан отмечает сразу несколько важных для страны дат. Это и День Первого Президента, и День независимости. В свете этих событий о 25-летии создания СНГ все как-то подзабыли. Но, как уверены историки и политологи, совершенно напрасно. В преддверии важной для всего постсоветского мира даты они собрались в Астане на международной конференции, чтобы обсудить, к чему пришло СНГ за четверть века и какая участь уготована объединению в будущем.

– Все 25 лет, которые существует СНГ, особенно в последние годы, проект подвергался критике – причем она превалировала над одобрением. К сожалению, реальное функционирование Содружества давало поводы для такого отношения, поскольку многие договоренности и намерения не выполнялись. Государства строили свое настоящее и будущее, всерьез не воспринимая проект СНГ, его потенциал, его реальные возможности, – констатирует факт заместитель председателя политической партии “Бирлик”, сопредседатель Евразийской экспертной сети Болат БАЙКАДАМОВ.

Между тем, как уверен эксперт, именно создание СНГ помогло предотвратить панику среди населения постсоветских стран.

– Я свидетель этих событий. Я помню, что не только рядовые граждане, но и элита, и руководство страны находились в состоянии растерянности и неопределенности, опасения за будущее. Распалась одна из могущественных стран мира – СССР. На ее территории появились новые государства, вдруг обретшие суверенитет. Я помню, все тогда были опьянены воздухом неожиданно свалившейся на нас свободы. И вот эти страны, не имеющие опыта государственного строительства, искали возможность выйти из этой ситуации. СНГ в первый год своего возникновения сыграло эффект амортизирующего свойства. Его появление успокоило общественное мнение, дало людям и власти каждого национального государства возможность выйти из состояния неопределенности, – уверен Болат Байкадамов.

Молодые да ранние

Но так ли нужно Содружество сейчас? На его базе уже сформирован новый союз – Евразийский экономический, а во всех странах СНГ в управленцы начинают пробиваться те, кто не застал СССР и, следовательно, не испытывает ни пиетета к той организации, ни страха независимости.

– Существуют журналистские штампы, которые характеризуют это интеграционное объединение как реликт, как неработающий проект. Вместе с тем постсоветское пространство сегодня в том виде, в котором оно существует, это то, что нам досталось от Советского Союза, и то, что сформировано в рамках СНГ. У нас общая история, у нас достаточно близкая культура, нас сближает фактор русского языка, который дает возможность свободного общения, у нас есть свобода передвижения, у нас сохранились и развиваются достаточно серьезные экономические связи, – отмечает доцент кафедры регионоведения факультета международных отношений ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Таисия МАРМОНТОВА.

Не спеши ты его “хоронить!”

По мнению эксперта, СНГ еще не исчерпало своего потенциала, хотя и нуждается в реформировании.

– Все чаще и чаще мы говорим о том, что на нынешнем этапе начинают работать многоуровневые, многополярные, многовекторные структуры. ЕАЭС – это один из таких вариантов. Есть Союзное государство России и Беларуси. Были и менее успешные проекты, такие как ГУАМ, который, в принципе, почил в бозе. Были и другие идеи, но не все из них сработали. И, наверное, СНГ – это та платформа, которая дает возможность развиваться этим структурам, – считает Таисия Мармонтова. – И в обозримом будущем Содружество еще покажет свою мощь.

Развод по национальному признаку

– К сожалению, многие интеграционные проекты, в том числе ЕАЭС, эволюционировали в те проекты, которые не только подвергаются критике, но и ставится вопрос о бесперспективности этого объединения, – делится своим мнением Болат Байкадамов. И тут же озвучивает главную причину такой ситуации:

– Помимо прозрачных границ, общих территорий, товаров, услуг и языка, поняв, что этого мало для объединения, Россия предлагает совсем уж отпугивающую идею “Русского мира”. Она некстати совсем возникла. В работающих интеграциях используются универсальные мировоззренческие ценности, равно близкие всем участникам объединения. У граждан Греции, Албании, Франции – одни ценности, благодаря которым они сосуществуют в Европейском союзе.

Продвигает активно национальную идею и Казахстан. Как уверен Болат Байкадамов, такая стратегия признанных лидеров интеграции на постсоветском пространстве заведет в тупик всех. В результате страны ЕАЭС получат не интеграцию, а настороженность по отношению друг к другу.

Приехавший на конференцию российский историк, президент Российского государственного гуманитарного университета Ефим ПИВОВАР поспешил объясниться:

– Аналогом “Русского мира” можно считать идею Франкофонии, когда французы выделяют огромные ресурсы на то, чтобы поддержать французский язык в мире. “Русский мир” был изначально направлен не на Казахстан или Украину, а на дальнее зарубежье – русскую эмиграцию второй и третьей волны. Может, эта идея не очень удачно названа, но тем не менее… – отметил ученый.

Антитеррор как главный вектор

При этом Ефим Пивовар призвал казахстанских экспертов акцентировать внимание больше не на негативных моментах, а на реальных достижениях. Одно из которых – как раз таки мирное сосуществование различных этносов и конфессий.

Солидарен с ним директор Института геополитических исследований Асылбек ИЗБАИРОВ, который отметил, что сейчас странам СНГ надо сплотиться перед общей угрозой. Солидарна и директор департамента информационно-аналитической работы Центра военно-стратегических исследований Карлыгаш НУГУМАНОВА.

– В эпоху глобализации мы не должны замыкаться только лишь на себе, мы должны объединяться и интегрироваться друг с другом. Сейчас актуальными становятся противодействие терроризму и радикальному экстремизму, – говорит она.

При этом, по мнению экспертов, даже хорошо, что в СНГ пик интеграции не достигнут – есть потенциал для роста и возможность на базе существующего объединения создать абсолютно самостоятельную структуру, которая даст отпор деструктивным элементам.

Астана