"Все по сценарию. В октябре всех переведут на обучение онлайн": родители казахстанских школьников боятся за своих детей

Почти вдвое выросла заболеваемость ковидом среди школьников. Медики сообщают: в нескольких регионах на карантин закрыли больше 350 классов, около 70 из них - в Костанае. Детей, у которых подтвердился коронавирус, и их одноклассников отправили на дистанционное обучение. Остальные пока продолжают учиться в штатном режиме.

В одной гимназии на карантин ушли четыре класса. У семи учеников подтвердился коронавирус. Их и еще почти сотню контактных детей отправили на онлайн-обучение.

"Будут давать уроки из школы. Потому что они ведут уроки в нескольких классах. И для них предусмотрен кабинет, где они смогут выходить, подключаться в ZOOM, онлайн проводить занятия с ребятами", - рассказала журналистам "Хабар 24" заместитель директора гимназии имени М. Горького Мария Годова.

Все заболевшие школьники заразились ковидом в семье. Сейчас лечение получают дома. Медики призывают родителей к бдительности. За последнюю неделю число инфицированных детей увеличилось вдвое.

"Раньше мы регистрировали 5-10 человек. Сейчас уже регистрируем 20-25. К сожалению, имеются такие случаи, когда ребёнка отправляют в школу, а у него признаки заболевания. Потом приходится целые классы на карантин ставить", - сказал Юрий Севостьянов, заместитель руководителя департамента контроля качества и безопасности товаров и услуг.

Три сотни учебных заведений Павлодарской области усилили санитарные требования. Здесь используют систему Ashyq и строго соблюдают рекомендации эпидемиологов. Но заболеваемость среди школьников всё равно растет. От ковида лечатся 178 детей.

"Сейчас у нас по области 53 класса на карантине. Получается, по городу Павлодару 17 классов, по городу Экибастузу 16 классов. Майский район - два класса, ну и в каждом районе по одному классу практически", - рассказал Батырбек Алиев, главный государственный санитарный врач Павлодарской области.

Несколько дней назад главный санитарный врач Алматы Жандарбек Бекшин сообщил, что 89 алматинских школьников заразились коронавирусом с начала учебного года. 

Бекшин рассказал, что до начала учебного года летом заболеваемость среди школьников в отдельные дни доходила до 160 случаев в сутки. До 1 сентября с родителями проводились встречи, чтобы разъяснить им необходимость соблюдать ограничительные меры, чтобы их дети могли вернуться к учебе. Большинство детей, по словам Бекшина, заражаются дома. 

"Сейчас заболеваемость среди школьников снизилась до 100 случаев ежесуточно. При этом заболевание развивается 14 дней, а с начала года прошло всего девять дней. Многие из них заболели еще в августе и находятся на домашнем карантине, а кто-то в изоляции в медицинских учреждениях. На сегодня из тех, кто с 1 сентября вернулся к офлайн-обучению, заболело 89 человек в 62 школах. Все классы, где они учились, направили на карантин, потому что даже при наличии одного случая класс отправляют на карантин. Практически все эти 99 процентов случаев заражения детей произошли не в школах, а дома от заболевших членов семьи", - сообщил Бекшин.

Заместитель акима Алматинской области Батыржан Байжуманов рассказал о ситуации с заболеваемостью коронавирусной инфекцией в школах.

"На сегодняшний день в штатном режиме в регионе обучаются 90 процентов школьников, в комбинированном формате - 64 тысячи. По состоянию здоровья дистанционно учатся 517. С 1 сентября по области зарегистрировано 18 случаев заболевания коронавирусной инфекцией среди воспитанников детских садов, 209 случаев среди учеников и 47 среди педагогов. Санитарными врачами городов и районов вынесено 176 постановлений о введении карантина в 244 классах 120 школ области. На домашний карантин переведено 3,5 тысячи учеников и учителей", - сообщил накануне Батыржан Байжуманов.

По его словам, если кто-то из школьников заболел коронавирусом, то весь класс переводят на двухнедельный карантин.

Перед началом учебного года мы публиковали материал, в котором говорилось, что решение властей выпускать детей в школы обоснованно вызвало бурную реакцию у общественности. Родители сетовали на банальное отсутствие логики: мол, в том году, когда зараженных ковидом было в два раза меньше, школы и вузы перешли на удаленный формат, а сейчас, когда вся страна находится в "красной" зоне, детей выгоняют учиться очно.

"В том году заразных ковидом было в два раза меньше, и школы, и вузы были на удаленке. А в этом году заразных больше, причем "дельта"-штамм еще заразнее, зато дети учиться идут очно. Во законы принимают! Сейчас один ребенок заболеет в классе, и всех отправят на карантин как контактных. Интересно, сколько по времени школы и вузы продержатся в очном режиме?".

"Их для этого и открывают, чтобы показать, что надо учиться на удаленке. В прошлый раз сколько проучились? Месяц? Или даже меньше?".

"Вы что там курите? Бамбук? Повсеместно бегают мониторинговые группы, штрафуют, всех обязывают прививаться, смертность, как пишут, увеличилась, число зараженных растет, зато в школу можно. И что в атобусах и без детей не протолкнуться - это ерунда, вируса там нет".

"Самое плохое то, что сейчас, к концу августа, скорее всего, уже будет заметный спад заболеваемости, а когда откроют школы для очного обучения, пойдет обратно рост. Возможно, нужно будет сдвинуть хотя бы на октябрь".

И что же мы видим сейчас? Да, пожалуй, то, что родители в своем недовольстве оказались правы. Статистика заболеваемости среди детей вызывает большую тревогу, особенно на фоне новостей о переполненных школах, что заставляет задаться вопросом: а оправдан ли был риск?

Дабы не быть голословными, мы приведем комментарии родителей казахстанских детей о текущей ситуации:

"Да вы что? А ничего, что у нас в классе у дочери один мальчик на днях ушёл на карантин как контактный? Его отец заболел. Мать-учитель тоже в тот же день ушла на удаленку. И никто даже не собирается не то, что школу отправлять на карантин, даже класс не собираются распускать. Сказки рассказывайте. Не верю никому и ничему. Надоело вот это все уже".

"Я не пустил детей в школу. Мне здоровье моих детей важнее, чем указы и приказы коррумпированных чиновников. Вы просто должны понять, что им наплевать на вас и на здоровье ваших детей".

"А зачем тогда открывали? Я не удивлюсь, если до Нового года вновь введут жесткий карантин в связи с тем, что сейчас всех распустили".

"60-я школа, город Алматы – 12 классов на карантине и несколько учителей. А ведь прошло всего 2 недели. Думаю, в остальных школах не лучше. Все молчат, везде все хорошо".

"Учителя привиты, и что толку. Все по сценарию. В октябре всех переведут на онлайн".

"Ну все, пошло-поехало! Школьники, потом студенты! Только не вздумайте переводить их на онлайн! Пусть переболеют, тогда получим коллективный иммунитет, а то это дурная бесконечность".

"Детей вакцинировать не дадим! Они и так все уже почти переболели".

"Дети должны ходить в школу. Дети должны общаться с детьми".

Для полноты картины и чтобы разобраться, насколько оказалось верным или же, напротив, опрометчивым решение властей выпускать детей в школы в столь непростое время, корреспондент медиа-портала Caravan.kz обратился к директору международного образовательного центра “MOLODIUM”, эксперту ЮНЕСКО Василию Шахгулари.

- Для меня, как и, думаю, для многих этот вопрос еще не совсем понятен, - отметил эксперт в начале. - Потому что прошло еще довольно мало времени, а студенты вузов выходят на учебу не с первого сентября – у них иной формат, гибридный – поточные лекции идут онлайн, а практические занятия им приходится посещать. Ситуация не совсем понятна, многое зависит не только от самого учебного заведения, но и от того, насколько сами студенты готовы к определенному формату. В Алматы учится много иностранных и иногородних студентов, поэтому судить еще сложнее. Идет понимание того процесса, который вводит министерство образования, ведь решение было принято, можно сказать, накануне учебного года.

- А что касаемо школьников?

- Мы видим, что есть новые факты заболевания коронавирусом среди детей, идут обработки, классы закрывают, отправляют на карантин, на онлайн-обучение. Есть такой момент, что родители стали испытывать серьезные опасения и хотят, чтобы дети учились строго онлайн. А вы поставьте себя на место учителя: у вас класс из 20 человек, где 15 будут учиться в традиционном формате обучения, а 5 – в режиме онлайн. Во-первых, не заложен такой бюджет, чтобы учитель работал и так, и так. Как им совмещать? Кто будет дополнительно оплачивать эту работу? Это вызывает определенные сложности.

Другой момент. Опять же нет никаких гарантий, что завтра не увеличится количество заболевших. Плюс мы не до конца понимаем, какая идет статистика. Нет официальной статистики касательно того, сколько родителей могут скрывать случаев болезни среди детей. Мы не знаем таким вещей. Вопросов больше, чем ответов.

Мы видим, что заболеваемость падает в целом по стране, но по Алматы этого падения, как такового, нет – от 700 до 900 человек за сутки. Школы большие, и требовать того, чтобы все санитарные нормы были соблюдены, достаточно сложно. Классов не хватает, их отправляют на карантин, возникает целый ряд сложностей. И поэтому не совсем понятно, насколько было оправданно решение властей выводить школьников в традиционный формат с первого сентября. Это покажет время. Прошло всего две недели.

- Выслушав мнения родителей, мы пришли к выводу, что их позиции разделились: одни с большой тревогой опасаются выпускать детей в школы и надеются на обучение в режиме онлайн, другие же, напротив, ссылаются на опыт других стран, где дети давно обучаются в традиционном формате в целях выработки коллективного иммунитета. Что вы думаете об этом?

- И та и другая позиция мне понятны. Как родитель, я могу это прекрасно понять. Но что нужно делать, чтобы не было паники и усугубления ситуации? Работать с родителями, родители должны доверять школе. Но одна лишь школа этот вопрос не решает, это вопрос уже на уровне целого правительства. Опять же взглянуть: как долго это решение принималось? Почему, исходя из того, что вся страна была в "красной" зоне, детей решили вывести в школы? Я прекрасно понимаю родителей в этом плане. Так и выходит, что родители под страхом вынуждены отпускать своих детей и нет никаких гарантов безопасности. А кто ответит за здоровье детей? Создается неопределенность. Будет ли оправдан этот риск, покажет время, - резюмировал господин Шахгулари.