Объемы сократятся
20–22 марта в результате шторма в Черном море на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК) произошла авария: вышли из строя выносные причальные устройства (ВПУ), благодаря которым нефть загружается на танкеры на значительном удалении от берега.
Через КТК ежегодно прокачивается до 54 миллионов тонн казахстанской нефти – это 80 процентов всего экспорта нашего черного золота. По оценкам экспертов, вследствие ситуации Казахстан может терять до 250 миллиардов тенге ежемесячно.
Экономический обозреватель Сергей ДОМНИН прогнозирует сокращение экспорта казахстанской нефти от 3 до 5 раз.
– Даже если ремонт завершится в течение 2 недель, проблемы с апрельскими отгрузками нефти будут. Каждый месяц через КТК прокачивается и отправляется грузополучателям 5,5 миллиона тонн казахстанской нефти. Основные страны-получатели – Испания, Италия, Франция, США.
В случае если ремонт затянется, то отгрузка нефти растянется как минимум на месяц. Так что сейчас 80 процентов казахстанского экспорта нефти висит на одном гибком шланге, до этого висел на двух, – сказал эксперт.
Пересматривать направления отгрузки нефти – с учетом сложившейся нефтетранспортной структуры – на сегодняшний день сложно, полагает Домнин:
– Министр энергетики РК Болат АКЧУЛАКОВ заявил, что у Казахстана есть возможность перенаправить по альтернативным маршрутам 16 миллионов тонн нефти из 54 в год. С остальным объемом сложно что-то сделать. И если история затянется, то придется серьезно сокращать объемы добычи нефти.
Глобальная нестабильность
Экономист Айдархан КУСАИНОВ не склонен видеть в аварии на КТК катастрофичные последствия для казахстанской экономики:
– Отгрузки с терминала уже начались, а по бюджету эта ситуация никак не ударит, поскольку нефтяные доходы у нас сильно отсепарированы от экономики через Нацфонд, трансферт из которого в объеме 2,5 триллиона тенге как был, так и будет.
Второй аспект: казахстанская экспортная нефть – это в основном нефть с Кашагана, Тенгиза и Карачаганака, и с точки зрения экспортного управления нефтедобывающих компаний весь объем прописан под иностранных подрядчиков. И санкций по экспорту нашей нефти не будет, поскольку это не наша нефть – это нефть нефтедобывающих компаний.
Финансовый консультант Расул РЫСМАМБЕТОВ придерживается схожей позиции и считает, что повод для беспокойства у нас может возникать лишь в случае длительного простоя КТК.
– Более того, я вижу плюсы в сложившейся ситуации. Последние лет 10 мы ругались, что Казахстан только экспортирует сырье, а нефтехимия не развивается. Сейчас у нас есть прекрасный шанс это исправить, – уверен эксперт.
Директор форсайтингового агентства EXIMAR Айман ТУРСЫНКАН поддержала коллегу. Станет ли авария на КТК в Черном море катастрофой для Казахстана - эксперт
– Ежегодная добыча нефти в Казахстане – 80 миллионов тонн, при этом на территории страны перерабатывается лишь 17 миллионов тонн на 3 НПЗ. Плюс есть 24 мини-НПЗ общей суммарной мощностью на 7 миллионов тонн, которые готовы перерабатывать эту нефть в достаточно хорошем объеме и вырабатывать ее вплоть до стандарта Евро-4.
За короткий период, не вводя в эксплуатацию новые мощности, мы можем нарастить достаточное количество той же солярки хотя бы к нашим полевым нуждам, потому что проблемы, возникшие вокруг антироссийских санкций, создают угрозу нашим посевным и уборочным кампаниям как в зерновых и масличных культурах, так и в кормопроизводстве, – подчеркнула Турсынкан.
Аналитик напомнила о разгроме на прошлой неделе Николаевского зернового терминала в Украине, который “прокачивал” через себя 27 миллионов тонн зерна ежегодно.
– Урон сопоставим с потерей до 20 процентов мирового объема торговли, а мы в этом объеме имели 7 миллионов тонн, из них 4 миллиона – через черноморские порты, транзитом через РФ и другие территории.
Все плачут о потере нефтяных объемов, но на самом деле мы потеряли огромный объем по экспорту продовольствия.
Глобальная нестабильность активизировалась с нарушением логистических поставок.
К этому нужно было готовиться еще в 2020 году, в пандемийные локдауны, и прорабатывать альтернативные маршруты. А сейчас мы тушим пожар керосином, – высказалась эксперт.
За рисками – возможности
Полностью выбита посевная Украины, возможно, полностью перекрыт экспорт российского зерна, и угроза голода в эти дни реальна для Передней Азии, мусульманского мира, Африки и Европы.
– Фьючерсы на зерно достигли исторического максимума. Если раньше наш коридор на 3-й сорт мягкой пшеницы составлял от 240 до 280 долларов за тонну, то сегодня идет повышение ставок до 340–380 долларов.
Последняя сделка, которую мы сейчас закрываем с правительством РК по альтернативному маршруту, составляет для получателя в его порту уже 400 долларов за тонну.
Это прекрасная цена, но чистой прибыли у Казахстана от этого – максимум 120 долларов. Если вы переведете всё это в готовые хлебобулочные изделия и отправите их “АвиаКарго”, то чистая прибыль на одну тонну повысится до 1 200 долларов. Это огромные рынки – 56 стран Организации исламского сотрудничества, которые импортируют всё это в данный момент из Канады, – отметила Айман Турсынкан.
То есть существуют обходные логистические пути через те территории, где нет конкурирующих рынков, как это было во время транзита наших масличных, зерна, мяса через российскую территорию. Эти маршруты позволяют минимизировать транзитные нагрузки и получить более высокую рентабельность.
– Не привычные 11–12 процентов по экспорту продовольственной пшеницы, а более 35 процентов. Но для этого нам нужны свои качественные ГСМ. Поэтому минсельхозу и минэнергетики нужно выработать общую программу по обеспечению соляркой и ГСМ именно аграриев. Иначе мы не сможем воспользоваться выпавшим нам шансом для увеличения нашей экспортной выручки по зерновым и масличным культурам, мясу, – заключила Айман Турсынкан.
Нур-Султан