Все мы немножко Шлиманы

– Я хочу изменить сложившееся мнение о казахах прежде всего у нас самих, – поясняет Нуркасым. – Вы знаете, у каждой нации существуют характерные черты, о которых слагаются анекдоты, поговорки, сказания. Вот, например, часто говорят: если у узбека появляются деньги, то он строит дом, а казах заводит новую жену. Но почему казах так поступает? А потому что это исторически было необходимо для выживания. Три вещи, которые отличают казаха от других, – это прежде всего знание своей родословной, родовая градация и… многоженство.

– Но ведь многоженство распространено и у других народов, – пытаюсь я возра­зить.

– Не торопитесь, – видно, что Нуркасым очень долго размышлял над этими вопросами, поэтому при разговоре взвешивает каждое слово.– Наши предки жили в открытом пространстве, в степи – как индейцы, африканцы и другие народности. Но они сумели использовать это во благо себе и при этом оказали значительное влияние на развитие цивилизации. Казахи смогли жить в гармонии с природой и создать сильное общество.

– Как это удалось?

– Этому помогли три условия. Еще до Менделя мы расшифровали для себя законы наследственности и поняли, что инцест губителен. Каждый казах сызмала должен был знать своих предков до седьмого колена, чтобы не допустить кровосмешения, потому у нас было генетически чистое общество. Второе – структура общества. Наши предки поняли, что выжить можно, только объединившись в большие семьи. Так появился институт многоженства, который позволил увеличить численность нации, ее выживаемость. И как вершина этого – родовая градация, которая определяла место и положение каждого члена общества. Все это позволяло нам сохранять себя как нацию.

Громадное значение имело то, что наши предки смогли одомашнить диких животных, причем выращивали их в привычных для них условиях. Ведь степь – это единственное место, где могут успешно развиваться стада травоядных животных – лошадей, овец, коз, верблюдов. И нам удалось в течение нескольких веков заселить земли от Дуная до Китая. Прирученные нами животные давали пищу (мясо и молоко), одежду (кожа, шерсть), средство производства (лошади, верблюды), их мы могли использовать в качестве транспорта. Наши предки поставили себе на службу природу, использовали ее богатства, не насилуя ее. Это был прорыв, говоря современными словами, в сфере биотехнологии, биоинженерии и генетики.

– Но где же здесь влияние на мировую цивилизацию? – уточняю я свой вопрос.

– Подождите, – усмехается мой собеседник, – сейчас мы подходим к самому главному. Я говорил о плюсах многоженства, теперь о минусах. У казаха было несколько жен, они рожали детей, которые росли и пытались найти себя в этом мире. По степным обычаям каждый из них мог претендовать впоследствии на место главы семьи, могли возникнуть разного рода ссоры, свары. Чтобы этого не произошло, наши мудрые предки ввели институт шанырак иеси, согласно которому старшие братья уходили из дома, а наследовал все младший сын – кенже бала. Таким образом тысячи сильных, выносливых мужчин (а слабые в степи не выживали) оставались не у дел.

– Какой же выход нашли наши предки?

 – Рядом со Степью возникали небольшие города, которые, как принято считать, создавались для оседлых людей, ремесленников, торговцев. Я же считаю, что в первооснове были причины административного характера – амбициозные люди пытались подчинить себе окружающих, заставить служить себе, то есть владеть всем. Для этой цели им нужны были смелые, отважные и преданные люди. И вот к таким князьям, разного рода богачам шли на службу наши предки – отличные наездники, первоклассные воины. Они собирали налоги, защищали землю от захватчиков, то есть помогали создавать государство. Сколько таких лихих людей служило в войсках московских, арабских, китайских, остается только догадываться.

– Вы посмотрите хотя бы на историю соседней России, сколько там всего понамешано, – продолжает мой собеседник. – Тюркские слова – казна, деньги, караул, богатырь, казак, атаман, хозяин, былина, орда, сарай, шатер – уже давно вошли в обиход русской речи. А знаменитые русские правители А. Невский, Б. Годунов и другие имеют тюркские корни. Так что Степь напрямую влияла на соседние государства.

– Да, вы заставляете задуматься, – соглашаюсь я.

– Именно этого я и добиваюсь, – продолжает Абуев. – Нам нужен новый взгляд на нашу историю. Задумайтесь: наши предки сохранили девятую по размерам территорию в мире, свою культуру, язык. Этого бы не было, если бы не мощнейшая первооснова, созданная в гармонии с природой. Мы единственные, кто, живя на открытом степном пространстве, сохранили себя, оказали мощнейшее влияние на окружающие нас народы. Я думаю, нам всем надо понять и воздать должное нашим великим предкам за их умение и мужество достойно ответить вызовам времени.

Недаром в шутку говорят, что каждый казах немножко Шлиман. Подобно упорному археологу-самоучке, который всю жизнь искал легендарную Трою, любой из нас пытается предъявить обществу свое видение истории страны. Причем для большинства важна не сама истина, а ее поиск. Нуркасым Абуев – один из тех, кто предлагает нам отойти от устаревших клише и научиться анализировать, сопоставлять. Возможно, его взгляды у многих вызовут недоумение, желание поспорить. Что ж, давайте спорить!

Интервью провел Айгазы НАУРУЗОВ, Астана