Сегодня оставшееся в горняцких городах население вынуждено выживать. Работа мало у кого есть, семьи живут за счет пенсий стариков или других пособий.
Надежда на то, что государственные программы в регионах заработают, и тогда жизнь наладится. Пока же дела обстоят не лучшим образом.
Основным родом занятий для некоторых граждан стала добыча металлолома. Брошенного железа в городе и в прилегающей степи уже нет, но охотники за ломом находят его в аварийных домах. За день можно таким образом собрать килограммов 50 железа и меди, сдав потом добычу в специальные пункты приема.
Еще один выход – налаживать подсобное хозяйство. Люди бросают городские квартиры и перебираются на дачные участки.
Супруги Иваненко в годы, когда их дом отключили от тепла и водоснабжения, тоже вынуждены были поселиться на даче. Благо здесь можно хотя бы что-то вырастить на огороде.
– Правда, в этом году урожай не задался, – жалуется Галина Михайловна. – Но мы уже привыкли к подобным капризам погоды.
Пенсионеры жалуются на проблемы с поливом – порой приходится рассчитывать только на дожди, ведь водопроводные трубы кое-где растащили охотники за металлом.
– Что там говорить, если растаскивались по кирпичику целые дома! – рассказывает Г. Иваненко. – Когда-то здесь было более 2 000 домов, теперь – едва ли сто…
Дети пенсионеров живут и работают в Таразе и Алматы – у молодежи в горняцком городе не было никаких перспектив.
– В Каратау вообще мало молодых людей, – утверждает женщина. – Трудиться можно в бюджетных организациях или на единственном горно-обогатительном комбинате. Кому не повезло с работой – уезжают.
Старики говорят, что живут ностальгией по прежним временам. Когда-то они имели квартиру в благоустроенной многоэтажке, каждый день шли на работу: она – на завод, он – на рудник. Работали магазины, школы, детские сады, библиотеки, клуб. Может ли вернуться былое благополучие? Они слышали разговоры об этом. Но не очень верят в возрождение города.
Надо сказать, что в жизни жителей Каратау и Жанатаса действительно появились проблески. Правительство республики в рамках программы развития моногородов выделило 4,9 миллиарда тенге, которые должны быть освоены за три года. В двух городах планируется восстановить более 50 многоэтажных домов, а 120 аварийных – снести, ведь они сегодня как бельмо на глазу – производят жуткое впечатление.
В этом году планируют завершить реконструкцию водоводов и канализационных труб, а в следующем начнут ремонтировать дороги. Будет также налаживаться газо- и теплоснабжение. Попутно озеленяются и благоустраиваются улицы, площади, парки, детские площадки, ликвидируются стихийные свалки, сносятся бесхозные объекты. Надо сказать, только за счет этих мероприятий в городе уже созданы сотни рабочих мест. И те, кто годами сидел без дела, смогли наконец получить источник дохода. Но пока это временные или сезонные рабочие места.
Впрочем, новых рабочих мест, по расчетам властей, должно было быть к сегодняшнему дню гораздо больше. Но вот проблема – раскрутить предпринимательский сектор в этих городах – пока не получается. Профессор ТарГУ Рашид БАКИРОВ видит в этом существенную загвоздку.
– Двум городам для кредитования, субсидирования и предоставления грантов на развитие малого и среднего бизнеса выделено более 220 миллионов тенге, – говорит ученый. – Не бог весть какие деньги, но освоить их не так-то просто. Дело в том, что развитие предпринимательства напрямую зависит от покупательской способности населения. Для магазинов и кафе нужны платежеспособные клиенты. А они появятся в лучшем случае лишь через несколько лет, когда инвесторы приступят к прямым инвестициям в химическую отрасль.
Потому, по мнению Р. Бакирова, местные власти могут столкнуться с дилеммой. С одной стороны, в моногородах узкая прослойка бизнес-сообщества. С другой – за неосвоение средств сейчас жестко спрашивает правительство страны. Реально ли в таких условиях поддержать бизнес на деле? Ведь эффект политики “освоить любой ценой” может быть мизерным.
К слову, на начало ноября в Каратау из 124 миллионов тенге было освоено 13,5 миллиона, а в Жанатасе из 97 – всего 12 миллионов тенге. Хотя власти обоих городов обещают освоить средства до конца года – мол, заявки на проекты есть, но мешают бюрократические проволочки.
А тем временем пенсионеры Иваненко и тысячи горожан ждут реального улучшения дел.