Все гости - в гостиницы к нам

Судьбу "просевшего" рынка жилой недвижимости грозят повторить и другие направления этого сегмента - офисная недвижимость и гостиницы.
Сегодня в Алматы строятся порядка семи пятизвездочных гостиниц. Объекты находятся в разной степени готовности, но все будут введены в строй примерно в ближайшие два года. Что произойдет тогда с рынком гостиничных услуг в Алматы, уже имеющего две пятизвездочные гостиницы?
Среди экспертов достаточно распространено мнение, что такое количество гостиниц не только является избыточным, но и может привести к серьезному кризису на рынке. Ведь туристический потенциал города и региона, еще не мобилизован (если он вообще не переоценен). Прокомментировать эту проблему мы попросили Деяна Джорджевича, Генерального менеджера первой в городе пятизвездочной гостиницы "Хаятт Ридженси Алматы Рахат Палас Отель".
- Существующие в городе две пятизвездочные гостинцы достаточно загружены. И эта тенденция будет продолжаться. Однако, это происходит благодаря тому, что среди гостей Алматы преобладают те, кто приезжают по делам бизнеса и чье проживание оплачивает компания. Процент таких гостей очень высок, тогда как туристов, приезжающих самостоятельно и платящих сами за себя, очень немного, - заметил г-н Джорджевич.
Для стимулирования притока туристов, на что, по идее, и должно быть направлено расширение сети гостиниц, нужен ряд трех- и четырехзвездночных отелей с номерами по цене $ 150-200. Но проблема в том, отмечает эксперт, что владельцы строящихся отелей, казахстанские компании, "любят пять звезд" и хотят строить именно их.
- Нет понимания опасности того, что местный рынок будет переполнен отелями этого класса. Из-за необоснованной конкуренции, придется снижать цены на услуги, а в результате повсеместно упадет уровень сервиса, - подчеркнул г-н Джорджевич.
Кроме того, в этой сфере крайне остра традиционная проблема всей казахстанской экономики: квалифицированные кадры. Уже сейчас отелям сложно найти надежных шеф-поваров, официантов, работников гостиничной администрации. "Нет высококлассного профессионального обучения качественному сервису". И эта сфера деятельности традиционно считается у нас чем-то второстепенным и не очень достойным. Плюс - работа в гостинице не так высоко оплачивается, как например, в банковском или, до недавнего времени, строительном бизнесе. В результате, в ней много вакантных рабочих мест, а отели вынуждены сами заниматься обучением и профессиональным совершенствованием персонала, проводя тренинги и разрабатывая обучающие программы.
Очевидно, что одновременный выход на рынок целого ряда новых гостиниц совершенно разбалансирует потенциал предложений по рабочей силе в этом секторе.
Многие специалисты считают, что здесь, как прежде и в строительстве, не обойтись без широкого привлечения иностранной рабочей силы и, в первую очередь, наиболее доступной - из Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Однако, неизбежен вопрос - а есть ли квалифицированные кадры должного уровня в этих странах? Нет, считает эксперт, но там есть главное: избыточные трудовые ресурсы и их готовность учиться и работать.
- Я уверен, что у Алматы есть большой потенциал, чтобы привлечь туристов и первым шагом на этом пути будет создание здесь регионального конгресс-центра, способного разместить до 4 тыс. участников одновременно и включающего также отдельные небольшие залы. Для этого есть все предпосылки, так как на всем пространстве Центральной Азии подобного центра нет. Учитывая также географическое положение Казахстана - близость России, Индии, Китая и юго-азиатских стран, у республики есть отличный шанс для развития в этом направлении. Однако, это потребует значительного и системного совершенствования инфраструктуры, упрощения процедуры получения казахстанской визы, уменьшения стоимости авиабилетов, улучшения транспортных возможностей - такси и общественного транспорта, а также развития ресторанов.
Если бы такой конгресс-центр одновременно собирал до 4 тыс. человек хотя бы раз в месяц, то в год Алматы принимал бы до 50 тыс. гостей. По возвращению домой, их впечатления служили бы самой эффективной рекламой туристических возможностей Казахстана, - считает г-н Джорджевич.
Очень важно, чтобы в городе был широкий выбор гостиниц 4-х, 3-х, и даже 2-х звездочных.
- Стоит также обратить большое внимание на решение таких серьезных проблем как загрязненность воздушного бассейна города и ситуации с транспортом, - заметил г-н Джорджевич.

Фото с сайта http://almaty.regency.hyatt.com.ru