Четвертого ноября в СМИ появилась информация, что мажилис принял в работу законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения", благодаря которому водителей в Казахстане планируют освободить от обязанности носить с собой водительские удостоверения.
Как отметил председатель комитета мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Канат Мусин, законопроект подготовлен для усовершенствования законодательства в сфере транспорта. По его словам, проект закона направлен на отмену ответственности за нарушение нормы, обязывающей водителей носить с собой водительское удостоверение, а также выданный в Республике Казахстан документ о регистрации транспортного средства.
Ранее глава МВД Казахстана Ерлан Тургумбаев предполагал, что если законопроект пройдет этапы одобрения депутатами парламента до конца года, то казахстанцы смогут ездить на авто без прав и техпаспортов с 1 января 2021 года.
Выглядит эта инициатива весьма полезной для наших граждан, однако возникает ряд вопросов: есть ли шанс того, что к своему запуску система может оказаться недоработанной, и как все это будет функционировать в тех регионах, где до сих пор существуют проблемы со связью и Интернетом? Об этом корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с казахстанским автомобильным журналистом Романом МАСЛЕННИКОВЫМ
- У нас, в принципе, очень удобный формат техпаспортов, водительских удостоверений и удостоверений личности. Просто часто бывает ситуация, когда человек может забыть взять документы с собой. И когда полицейские тебя останавливают, то начинаются "кошмары". Хотя уже необходимо просто выписывать предупреждение. Удобно было бы ходить без этих карточек-удостоверений, но по факту очень часто их просто не принимают и требуют их носить. С одной стороны, это правильно, но с другой - может получиться так, что где-нибудь в области ни у тебя, ни у гаишника не будет работать ни Интернет, ни телефон, и полицейский просто "разведет" человека на деньги.
Вопрос в том, как у этих полицейских будут работать базы, когда нет интернет-покрытия, потому что я очень сомневаюсь, что все полицейские экипажи оборудованы спутниковым Интернетом и связью, потому что это невозможно. И здесь полицейский реально не сможет доказать, есть у тебя удостоверение или нет, так же, как водитель не сможет доказать, его это машина или нет, так как база у него может не работать. Для сотрудников полиции это большой плюс, потому что в областях неумелых или незнающих водителей все равно можно будет обмануть на деньги.
С другой стороны, встает криминогенный вопрос. Потому что полицейский не сможет проверить, находится ли автомобиль в угоне, есть ли у тебя водительские права вообще и так далее. Так как уже в 40 километрах от Алматы связь перестает работать. Нашим законодателям следовало бы для начала обратиться к Илону Маску и попросить быстрее покрыть весь земной шар Интернетом.
Также негативный момент заключается в том, что, когда водителя остановят, он будет терять огромное количество времени. Пока медленный полицейский пойдет, что-то возьмет, будет тебя проверять, параллельно "кошмарить" и так далее... Поэтому я бы посоветовал все-таки возить с собой удостоверение, когда закон все-таки примут, но не надо бояться, если оставили его дома.
- Можно ли сказать, что это очередная западная идея, адаптированная для Казахстана?
- Это абсолютно западные стандарты. Зачем тебе лишние бумажки, когда все есть в смартфоне? Я не удивлюсь, если у кого-то из законотворцев была идея скачать свое удостоверение из "egov". Идея замечательная, но я не представляю, как это будет работать в регионах, где плохая связь и где ничего ты таким образом доказать полицейским не сможешь.
- Есть ли шанс того, что к моменту запуска эта система будет недоработана, как, к сожалению, нередко бывает?
- Тут технологически все готово, потому что все данные уже имеются в базе. Я не понимаю, почему, в принципе, так долго все это делается. Как только появились эти базы данных, которой может воспользоваться полицейский у себя в автомобиле, сразу отпала необходимость возить с собой техпаспорт и водительское удостоверение. А этот закон надо просто подписать и внести несколько изменений в КоАП. Но если вы хотите купить себе в магазине по пути пиво, водку, сигареты, стики и так далее, то водительское удостоверение надо носить, потому что там необходимо показать именно что-то материальное. Это нововведение не панацея от всех проблем, а маленькая демократия, которая к нам пришла. Хочешь - вози с собой удостоверение, хочешь - нет.
- Если ее так просто запустить, то почему введено это будет только к 2021 году?
- То, что в правительстве сейчас делают, называется поставить галочку там, где давно все решено и никто ничего нового не придумал. У нас административная машина работает в стиле Советского Союза, а не нового грузинского управления, где у правительства совершенно другой менеджмент. У нас это может долго происходить, потому что наша администрация работает очень долго. Кроме того, еще нужно будет КоАП переписать. А после внесения изменений, пока их утвердит первый зам, второй зам, потом найдут там какую-нибудь ошибку, отнесут корректорам и так далее, пройдет много времени. Для нашей административной машины потратить полтора месяца, чтобы сделать такое простое дельце, - это еще быстро.