Таким образом, дело «общественников» движется к кульминации. Мы постараемся ответить на несколько главных вопросов о нем.
С чего все начиналось
Наверное, стоит начать с того, что главный организатор несанкционированных митингов Макс Бокаев – личность достаточно известная благодаря своей «правозащитной» деятельности. Многие его помнят еще с 2010 года, когда Бокаев вмешался в достаточно рядовой конфликт нефтяников с работодателями, назвав себя законным представителем рабочих. Тогда Бокаев подстрекал работяг к незаконным действиям, организациям митингов и массовым беспорядкам. Представители нефтедобывающих компаний неоднократно заявляли, что Бокаев никакого отношения к профсоюзам не имеет. Конфликт удалось разрешить, а Бокаева вовремя успокоить.
Спустя шесть лет, весной 2016 года Макс Бокаев со своим соратником Талгатом Аяном решили разжечь другой костер. На этот раз Бокаев начал играть на патриотических чувствах горожан и принялся распространять среди населения ложную информацию о, якобы, передаче Правительством Казахстана одного миллиона гектаров сельскохозяйственной земли в аренду Китаю. Естественно, такие заявления стали катализатором народного волнения и недовольства. Но именно это и было нужно нашим «общественникам».
Нагоняя страх
Бокаев и Аян в своих заявлениях и массовых рассылках через популярные мессенджеры ложно интерпретировали изменения в земельное законодательство, другими словами, обманывая людей в своих целях. Особый акцент зачинщиками митингов делался именно на передаче Правительством одного миллиона гектаров сельскохозяйственных земель в аренду Китаю, что является полной ложью. Помимо этого, Бокаев и Аян утверждали, что земли уже распродаются и отдаются направо и налево.
Здесь необходимо отметить, что сегодня только 12 иностранных землепользователей владеют 31,3 тыс. га казахстанской земли. В целом по республике площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет более 100 млн 835 тыс. га., то есть доля иностранных землепользователей составляет всего 0,03%. Но естественно, что попавшие под влияние Бокаева люди об этом знать не знали, да и не хотели слышать рациональные аргументы.
Бокаев и Аян не ограничили себя простыми вбросами дезинформации, они пошли дальше. «Пришла пора собраться и потребовать отменить эти изменения в земельном кодексе! Иначе будет поздно, потеряем землю и станем рабами, а вам и вашим детям придется учить китайский язык! Не время отсиживаться дома!», - давили на патриотические чувства граждан организаторы несанкционированного митинга.
Своими действиями Бокаев и Аян пытались сформировать у населения негативное отношение к органам власти и враждебность к представителям китайской национальности.
Большая часть населения, поверив Бокаеву и Аяну, вышла на площадь им. Махамбета-Исатая в Атырау с требованиями отменить поправки в Земельный кодекс. Промежуточная цель организаторов была достигнута.
Кто за ними стоял
Наверняка в процессе чтения многие могли подумать: а зачем Бокаеву и Аяну дестабилизировать обстановку в стране. Ответ достаточно прост: данные деятели – простые исполнители, которые отработали деньги «пивного короля» Тохтара Тулешова, метившего в руководители страны.
Именно на волне спровоцированных акций протеста и массовых беспорядков шымкентский олигарх Тохтар Тулешов планировал выдвинуть ультиматум действующей власти и ввести для себя должность вице-президента, а в последующем - возглавить страну.
Еще в конце 2015 года Тулешов поручил одному из своих доверенных лиц передать крупную сумму денежных средств и пакет с документами по «земельному вопросу» Бокаеву, который стал организатором апрельской акции протеста. В свою очередь, Бокаев организовал несанкционированные митинги и протесты в апреле в г. Атырау и в мае в г. Алматы. Уже за решеткой Тулешов через приближенных пытался организовать митинги еще в нескольких областях.
Параллельно Тулешов занимался подготовкой программных документов по внесению изменений в действующее законодательство. Они были обнаружены на компьютерах помощников Тулешова и в его личном кабинете.
Сам Тулешов уже подтвердил свое участие в организации несанкционированных митингов. В своем чистосердечном признании он рассказал, как вышел на Аяна и доверил ему организовать акции протеста.
Почему земельный вопрос Бокаеву и Аяну не интересен
О том, что Земельный кодекс и поправки в него Максу Бокаеву и Талгату Аяну не очень интересен, стало понятно, когда они отказались идти на конструктивный диалог с представителями власти. И тут речь не идет о встречах в районном или областном акиматах. Макс Бокаев не захотел участвовать в работе Земельной комиссии, которая была создана по поручению Президента Нурсултана Назарбаева как раз для разрешения этого вопроса. Хотя Бокаев приглашался в нее как раз как представитель несогласных с изменениями в Земельный кодекс. И именно ему делегировались большие полномочия по защите интересов «митингующих». Однако Максу Бокаеву на митингующих дела не было. Стало ясно, что он преследует совсем иные цели.
Кстати сказать, и без Бокаева с Аяном, но зато с аграриями, экспертами, общественными деятелями и представителями власти Земельной комиссии удалось провести плодотворную работу и выработать конкретные решения, которые легли в основу принятого моратория.
В чем итог
В очередной раз мы убедились, что зачастую за благими намерениями, патриотизмом и любовью к своей стране стоит холодный расчет и личный меркантильный интерес, ничего общего не имеющий с провозглашаемыми лозунгами.
Начинается судебное разбирательство, по результатам которого суд вынесет свой вердикт.