"Все боялись помереть": как Байконыр пережил первую волну коронавируса

Или если проживаешь в одном из рядом расположенных поселков Торетам и Акай, работаешь или учишься в Байконыре и тебе управлением безопасности и режима администрации города выписан пропуск через КПП.

Восемь человек на весь автобус

Рейсовые автобусы по всей сети меж районами Кызылординской области уже запустили. Чтобы попасть в Байконыр, нужно из областного центра добраться до станции Торетам, в самом звездном городке вокзалов нет, и сесть затем на городской автобус, он ходит по кольцу Байконыр – Торетам – Акай.

Я в Байконыре не была все лето, первый виток коронавируса моя семья пережила в Кызылорде, и очень хочу увидеть город, новости из которого много недель были не самые радужные: большое количество больных и умерших от COVID-19, жесткий карантин, сильно повлиявший на положение многих семей, жалобы предпринимателей на “задушенный” ограничениями бизнес.

Автобус из Кызылорды до Торетама отправляется с пятачка возле железнодорожного вокзала, где билеты продают в потертой старой будке, а закусочная для пассажиров (прилепленное к этой же будке еще одно такое сооружение) не имеет ни туалета, ни канализации.

Пандемия не научила руководство Кызылорды простым вещам – созданию безопасных условий для граждан.

Наверное, акиму города НАЛИБАЕВУ нужно подождать с полчаса отправки автобуса под холодным осенним дождем и поесть в забегаловке беляшей, чтобы понять нужды пассажиров.

До Торетама билетов – море, хотя раньше их приходилось покупать заранее, хотя бы за день вперед, сейчас же автобусы идут полупустые, и мы с дочкой Варей спокойно доезжаем в компании еще 6 путников в автобусе на 52 пассажира до места назначения. Проезжая мимо двух десятков населенных пунктов и мимо мемориального комплекса Коркыта в Кармакшинском районе. Замечаю, что на автостоянке у этого комплекса нет ни одной машины, – ни туристов, получается, ни паломников, пандемия парализовала туристическую сферу региона. Хотя и до наплыва коронавирусной инфекции въездной туризм в Кызылординской области хромал на обе ноги. В какую фирму ни обратись, любая готова продать тебе тур в Турцию или Египет. А организовать экскурсию к памятникам истории, прекраснейшим древним городищам края – нет!

– При этом у нас разработано целых 15 внутриобластных туристических маршрутов к интереснейшим местам, – рассказал недавно на брифинге прессе руководитель Кызылординского областного управления предпринимательства и туризма Фердоуси Кожабергенов. – Но несовершенны логистика и сервис, к памятникам старины нужны хорошие дороги, и туристов надо научиться обслуживать.

То есть предприниматели не хотят возиться и отрабатывать туристические схемы “с нуля”, действительно, гораздо проще отправлять граждан на популярные курорты и получать за это проценты с организаторов туров. Только честнее было бы при этом называться не турфирмами, а офисами по продажам – авиабилетов, мест в отелях, визовых услуг.

На КПП в Байконыр охранник проверяет у граждан, входящих и въезжающих в город, адресные справки, личные документы, пропуска. Мы с Варварой благополучно проходим в город. И я тут же начинаю испытывать легкую клаустрофобию, как, впрочем, и всегда, как только миную проходную. Байконыр по периметру обнесен бетонной стеной с колючей проволокой поверх нее, и я из тех, кому такая защищенность населенного пункта напоминает зону. Много народу именно за периметр в соцсетях Байконыр называет городом-тюрьмой.

Денег – куры не клюют?

Бросив дома вещи, сразу отправляемся с дочкой на прогулку, нам нужно купить продуктов и еще интересно посмотреть, что за несколько месяцев пандемии в Байконыре изменилось.


Фото Натальи ДЕНИСОВОЙ

Дома всё в порядке, особое удовольствие доставила горячая вода в кранах на кухне и в ванной комнате. В Кызылорде горячего водоснабжения не было никогда. Напор холодной воды оставил желать лучшего, но в Байконыре люди к этому давно уже привыкли: водопроводные сети в таком дряхлом состоянии, что, дай напор сильнее, начнутся порывы труб.

В центре, на городском Арбате и вдоль главных дорог, появились новые архитектурные формы, много, в том числе стоят, вызывая недоумение и умиление, пластиковые “топиарные фигуры”. Мне нравится арка “Сердце” из розовых роз на Арбате. Хотя я несентиментальная. Просто красиво.

– Деньги администрации некуда девать! – скептически фыркают некоторые местные граждане. – Тротуаров реставрировать надо – километры! В подъездах, в какой дом ни зайди, “сопли” электропроводов висят. Дворы неровные, арыков по городу практически нет, а у нас новые памятники, фасады раскрашенные!

Не раскрашенные, а фальшивые, поняла я, увидев на одной из боковых улиц какое-то старое административное здание, буквально обтянутое холстом с нарисованными на нем окнами, дверями.

Странно выглядит. Как прикрытая глянцевой обложкой рваная книга или столетняя бабушка в макияже. Да, пустующие здания, даже многоэтажные дома, одна из проблем Байконыра. Окна и двери в них закладывают кирпичом, как бы консервируя, в надежде, что когда-либо строение пригодится. При этом лично мне казахстанскую сторону, строящую в последнее время по современным проектам дорогостоящие пятиэтажки на окраине Байконыра, понять трудно. Вот они, готовые старые корпуса, только попроси у администрации города передать их РК, и капитально ремонтируй! Стены советской постройки крепкие, коммуникации рядом, чем один новый дом строить, лучше четыре в порядок привести. И заселить людей в добротные квартиры.

А дворы в Байконыре, и правда, неровные, черти ногу сломят. И рядом с новыми детскими площадками повсеместно красуются остатки старых, советских: турники, лесенки. На них люди сушат одеяла. Замечаю, как сильно раздражает причудливый рельеф местной теплотрассы, то над тротуаром трубы идут буквой “п”, то двор какой-нибудь пересекают по диагонали, лишая коммунальщиков возможности его благоустроить.

– А тарифы на тепло не бесят? – спрашивает подруга из здешних, байконурских, с ней я делюсь наблюдениями.

– Удручают, – вздыхаю я. – И на тепло, и на воду, и на электричество. Самые высокие в Казахстане.

Вспоминать страшно

Вечером встречаюсь со знакомыми, делимся новостями.

– Комсомолию в городе создали, в смысле еще одну организацию молодежную, патриотическую, “Юность Байконура” называется.

Спрашиваю, а чем эта юность заниматься будет?

Люди пока не знают.

Второй волны пандемии коронавирусной инфекции байконырцы боятся.

– Мы и в первую ад повидали, – рассказывает знакомая учительница. – Всё население чем-то болело, и всем казалось, что именно коронавирусом. Госпиталь принимал поначалу всех с подозрением на COVID, потом стали забирать в стационар только тяжелых больных, мест не хватало. Больные в легкой форме лечились на дому. Сами покупали лекарства, сами их принимали. Все боялись помереть.

В Байконыре, кстати, эпидемия коронавируса началась сравнительно поздно, первую больную COVID-19 здесь зарегистрировали 16 мая. Это была жительница поселка Акай, работающая на вахте в Атырау. В зоне особого влияния: почему в соцсетях просят помочь выжить жителям Байконыра

– Когда мы услышали, что вирус теперь есть и у нас, поначалу просто не поверили, – рассказывает Е. С., жительница города, гражданка РК. – Потом возмутило, что больных коронавирусом принимает только российский госпиталь, хотя у Казахстана есть своя многопрофильная больница в Байке. Но в ней нет инфекционного отделения. Еще через недельку стало по-настоящему страшно, поперли смерти от коронавируса. И, кстати, сложной ситуация стала как раз накануне пилотируемого запуска с космодрома. Запуск-то состоялся, а вот приезд на пуск туристов, которых ждали под тысячу со всего мира, отменили. И предприниматели города потеряли уйму денег – на продаже номеров в гостиницах, кормежке гостей, экскурсиях, трансферте.

Не праздновали в городе в апреле и запланированный задолго заранее, и тоже с большим количеством туристов и приглашенных лиц, 55-летний юбилей космодрома “Байконур”. Сначала все праздничные мероприятия отложили на сентябрь, но и в сентябре их не удалось провести. Красивую городскую зону отдыха в Байконыре, с бьющим из-под земли целебным источником этим летом тоже не использовали. Все-таки место массового посещения.

– Три месяца подряд, как пришла в Байконыр инфекция, у нас был жесткий карантин, позже ослабленный (режим повышенной готовности сохраняется в Байконыре вплоть до 6 октября и может быть продлен. – Авт.) – рассказывает Л. Ю., россиянка, проживающая в городе. – Последние месяцы прошлого учебного года дети в школах проучились дистанционно, нам запретили передвигаться по улицам группами больше трех человек, общественный транспорт не ходил, общепит перевели на работу по типу “доставка до клиента”. В магазинах продукты подорожали процентов на 10, хотя доставку их в город благодаря администрации осуществляли даже в самое трудное время непрерывно. Трудно было собачникам, в строгий карантин гулять с животными разрешали, не удаляясь от дома более чем на 100 метров.

Спрашиваю: сильно ли потеряли в доходах во время первого витка пандемии коронавируса байконырцы?

– Знаете, кто как, – отвечает Л. Ю. – Те, кто работают на объектах Роскосмоса или на государственных предприятиях, в организациях, как жили, так и живут. И в зарплате не потеряли, и на отпусках сэкономили, никуда не ездили, хотя со справкой о том, что ты живешь в Байконыре, можно пересекать границу РФ. А те, кто пашет на частников, и часто без оформления, конечно, остались без средств к существованию. Казахстан, знаю, своим гражданам давал какие-то суммы 3 месяца подряд (42 500. – Авт.). Россия своих граждан тоже не оставила. Все, например, у кого есть несовершеннолетние дети, получили единовременную помощь по 10 тысяч рублей на ребенка, сумма хорошая, жить можно.


Фото из соцсетей

Карантин – “это не есть хорошо”!

За время с начала регистрации коронавирусной инфекции нового типа в Байконыре зарегистрировано более 1 040 больных ею, 68 смертей от COVID-19. Сейчас в госпитале всего несколько больных COVID.

– И очень боязно, что пандемия снова наберет обороты, – делится Е. С. – Тех, кто ушел от болезни навсегда, мы знали в лицо, город-то маленький, каждая смерть вызывала леденящий ужас в душе. И карантин – “это не есть хорошо”! Полноценная жизнь за бортом! А еще мы в аптеках стояли в очередях часами, когда случился ажиотаж с лекарствами. И перед банками были километровые очереди, ведь в здания пускали по одному. А дистанционка для школьников? Это же божье наказание! У моей соседки пятеро школьников, учеба дома для их семьи – это ужас! Российские школы Байконыра в нынешнем сентябре начали учить очно, и в столовых детей кормят, и уроки физкультуры учителя проводят, все живы-здоровы, больных коронавирусом учеников нет. Казахстан “очкует” в школы детей принимать! Научите население быть бдительными, чтобы все уже понимали: гигиена – норма жизни, и надо привыкать жить с коронавирусом рядом, он никуда с планеты Земля уже не денется.

За время с начала регистрации коронавирусной инфекции нового типа в Байконыре зарегистрировано более 1 040 больных ею, 68 смертей от COVID-19. Сейчас в госпитале всего несколько больных COVID.

БАЙКОНЫР