Все болезни – от нервов!

Более двух часов в редакцию звонили родители из разных городов Казахстана. Как выяснилось, в стране катастрофически не хватает специалистов!

0,2 врача на 10 тысяч населения

– Меня зовут Светлана. Сыну один год. Мы наблюдались у одного известного невролога Алматы, к сожалению, она умерла. Теперь не можем найти хорошего врача. В поликлиниках работа невролога сводится к тому, что он бегло заполняет карточку, выписывает всем одинаковые препараты. Почему так происходит?

Алтыншаш ДЖАКСЫБАЕВА:

– Детских неврологов не хватает! К примеру, в 2007 году в Алматинской области их было 79, в 2008-м стало 81. В городах один невролог на 10 тысяч населения. А в сельской местности и того меньше: 0,2 невролога на 10 тысяч человек.

К специалистам этого профиля применяется нормативная база как для педиатров общего профиля, то есть на одного детского невролога поликлиники – 800–1000 детей в возрасте от нуля до 14 лет. И на осмотр одного ребенка отводится всего 10 минут! А ведь, чтобы поработать с такими пациентами, необходимо как минимум полчаса!

Конечно, страдает качество услуг. Бывает, к нам привозят детей в состоянии эпилептического статуса, а это прямое следствие неправильного лечения!

Есть и другая проблема: не все родители готовы работать в тандеме с врачом. Многие считают: если врач назначил лечение, ребенок должен выздороветь. Но это неправильный подход! При неврологических заболеваниях нужно время, чтобы добиться результата.

Нет у нас и преемственности. Один врач посмотрел, через месяц – другой, третий. Иногда диагноз ставят неправильный потому, что ребенка смотрели разные врачи. Ведь мозг ребенка постоянно растет, меняются симптомы, клиника заболевания.

Кор.: Как вы оцениваете подготовку детских неврологов в стране?

Латина ТЕКЕБАЕВА: О чем говорить, если у нас даже нет специальности “детская неврология”, есть просто “неврология”. Закрываются педиатрические факультеты, как будто казахстанцы не нуждаются в детских специалистах. Сегодня новые веяния – готовят врачей семейного профиля, которые, как показывает практика, порой боятся подойти к новорожденному.

Больной вопрос – база для подготовки. Наша кафедра готовит детских неврологов для всего Казахстана. Увы, это самая бедная база: нет аппаратуры для диагностики, ужасное санитарное состояние. О какой науке можно говорить?

Как усмирить непоседу?

– Звоню вам из Капшагая. Обращаюсь за помощью: осенью сын пойдет в первый класс. Усидчивость – нулевая, все его раздражает. Что делать?

А.Д.: В любом случае, надо смотреть ребенка, заочно такие диагнозы не ставятся. Приезжайте в Алматы, посмотрим. Но в общих чертах могу сказать, что существует так называемый критерий зрелости. Ребенок с семи лет может 20–30 минут сосредоточивать внимание на каком-то задании.

Более младшие дети, в силу своей физиологической незрелости, не могут и не должны долго концентрироваться на одном задании. С такими надо больше играть, через игру они будут развиваться, поймут, что от них требуется.

Другое дело, что существуют разные психоневрологические расстройства, и один из них – синдром дефицита внимания вкупе с гиперактивностью. Его симптомы – неусидчивость, раздражительность, импульсивность, невнимательность – должны наблюдаться в трех разных ситуациях: дома, в детском саду, школе, на улице. Как минимум в течение шести месяцев. В отдельных случаях необходимо лечение.

– Ребенку три с половиной года, он легко возбудим, врачи нам постоянно выписывают одну и ту же микстуру. Как будто нет других лекарств! Слышала, некоторых детей она, наоборот, возбуждает.

А.Д.: Никаких побочных эффектов при назначении названной вами микстуры не возникает, другой вопрос – насколько она эффективна для вашего ребенка? Естественно, не каждому она помогает.

– Правда ли, что в ее составе есть бром, который может негативно повлиять на половое развитие мальчика?

– Есть разные прописи, в некоторые добавляют бром. Кратковременные курсы приема никак не отражаются на развитии мальчиков или девочек. Тем более что эту микстуру назначают при острых состояниях, на 3–5 дней, чтобы снять беспокойство. Ее не дают детям месяцами!

– Внутричерепное давление сейчас ставят каждому второму ребенку. Расскажите, чем оно опасно?

Л.Т.: Внутричерепное давление – не диагноз, а симптом какого-либо заболевания. Нужно разбираться в его причинах. Это может быть и родовая травма, и перенесенная мамой во время беременности инфекция. В 70 процентах случаев внутричерепное давление постепенно компенсируется, ребенок переходит в следующий период своего развития уже без этого симптома. Но лучше, конечно, чтобы врач наблюдал за развитием такого ребенка.

До чего доводит компьютер?

– Сын-подросток мно­го времени проводит у телевизора, за компьютерными играми, ничего не могу с ним поделать. Как это отразится на его здоровье?

А.Д.: Чрезмерное увлечение компьютерными играми, телевизором приводит к возникновению у детей неврозов, которые проявляются раздражительностью, быстрой утомляемостью. Такой ребенок плохо усваивает школьную программу. А дети младшего дошкольного возраста, как описывают родители, совсем отбиваются от рук. К тому же у детей меняются ориентиры, они уходят в виртуальный мир, теряя контакт с действительностью, со сверстниками, родителями. Общение с окружающими такие дети строят через общение с телевизором, используя ту модель, которая преподносится на экране. А она часто агрессивная!

Кроме того, статическое излучение от телевизора может спровоцировать судороги. И тогда ребенку понадобится не только психотерапевтическая, но и медикаментозная помощь.

Условия ставят взрослые

– Я звоню из поселка Утеген батыра Алматинской области. Моему сыну год и десять месяцев. Он постоянно требует свое, если не даем, начинает плакать и не может остановиться.

А.Д.: Внимательный родитель всегда знает, чем вызван плач, – дискомфортным состоянием или болезнью. Если нет других медицинских состояний, то, с психологической точки зрения, это нормально, ребенок для себя выясняет границы дозволенного. Вы должны договориться с другими членами семьи, что вы ему разрешаете, а чего не разрешаете ни при каких обстоятельствах.

Чтобы успокоить, отвлеките ребенка – игрушкой, картинкой в журнале или прогулкой.

– Такое состояние у него возникает часто. Это опасно?

– Если он физиологически здоров, ничего страшного не произойдет. Есть такой психологический прием. Если ребенок вышел из-под контроля, уведите его в другую комнату, закройте за ним дверь. Пусть покричит одну-две минуты, после зайдите, предложите свои условия. Если он согласится, можете дальше играть с ним спокойно. Нет – опять закройте дверь, пусть немного покричит. На самом деле ребенок должен знать, какое поведение позволительно, а какое нет. Это ему поможет в жизни. Не все будут к нему так снисходительны, как родители, и не все будут терпеть его капризы.

Когда вундеркиндом быть плохо

– Вас беспокоят из Актобе. Сейчас модно отдавать детей трех-четырех лет учить иностранные языки. Как вы к этому относитесь?

А.Д.: Все дети разные. У некоторых на 3–4 года приходится исследовательский период, они сами пытаются чему-то учиться. Если это происходит в игровой форме и ребенку нравится, пусть учится! Но есть малыши, которые в этом возрасте не хотят учить иностранный язык, заниматься математикой. И тут главное – не заставлять! Нет такого правила: чем раньше ребенок начал учиться, тем он умнее. Увы, бывает наоборот: ребенку становится скучно в школе, и он просто не хочет учиться дальше.

Почему болеют дети

Кор.: Столько вопросов люди задают, неужели ситуация настолько напряженная?

Латина ТЕКЕБАЕВА:

– Да, настолько. По республике мы наблюдаем увеличение неврологической заболеваемости и, как следствие, – инвалидности среди детей. Самый распространенный диагноз в возрасте до года – перинатальное поражение нервной системы, чаще всего оно связано с внутриутробной гипоксией (недостаток кислорода) плода.

Если ребенок постоянно наблюдается у детского невролога, заболевание излечимо. А вот если к врачу не обращаться, то последствия могут быть тяжелыми.

С 2000 года в Казахстане выросло количество детей с врожденным детским церебральным параличом (ДЦП) – до 21 процента среди всех заболеваний нервной системы, это очень высокий показатель! Все чаще встречаются задержка нервно-психического развития, пограничные неврологические состояния у детей, такие как синдром дефицита внимания.

Часто встречается и такое тяжелое заболевание, как врожденный порок развития нервной системы. Основная причина – рост внутриутробных инфекций у детей. Во время беременности будущие мамы не наблюдаются у врачей, инфекция вовремя не диагностируется, в результате поражает головной мозг плода. Это могут быть вирусная, герпетическая, цитомегаловирусная, паразитарная, бактериальная инфекции.

Елена КОЭМЕЦ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)