Вместе с тем возникают моменты, когда реализация инициатив может получить не только положительный результат, но и поставить в затруднительное положение некоторые аспекты функционирования внутренних механизмов в той или иной сфере жизнедеятельности республики и ее государственных институтов.
В данном случае речь пойдет о деятельности оборонного ведомства Казахстана.
Американский вектор
В очередной раз в Казахстане состоялся выпуск казахстанских военнослужащих, носящих сержантские лычки. Данное событие отмечено в конце августа месяца этого года. Курсы подготовки профессионального сержантского состава ВС РК были проведены в период с 14 по 29 августа на базе Военного института сухопутных войск ВС РК.
Это стало возможным благодаря утвержденному пятилетнему Плану военного сотрудничества между Вооруженными силами Республики Казахстан и Вооруженными силами Соединенных Штатов Америки.
Занятия проходили на уровне курсов "рота-батальон" по программе подготовки сержантского состава сухопутных сил США (в 2005 году курсы подготовки профессиональных сержантов проводились на уровне "отделение-взвод" и "рота-батальон").
Отличительной чертой явилось проведение занятий для "сержант-майоров" уровня "бригада-региональное командование".
Стоит отметить, что всего за время проведения курсов с 2002 года было обучено более 160 профессиональных сержантов Вооруженных Сил. В этом году по программе "рота-батальон" прошли подготовку 20 сержантов, по программе "сержант-майор" - 10 сержантов-профессионалов.
Сегодня в вооруженных силах Казахстана уже введены новые должности - Главный сержант Вооруженных Сил, сержант вида, родов войск, сержант регионального командования и до командира отделения. Разработана единая методика проведения конкурсного отбора при назначении на должности от сержанта взвода до Главного сержанта ВС РК. Утверждены новые воинские звания - сержант 3 класса, сержант 2 класса, сержант 1 класса, штаб-сержант и мастер-сержант.
Во многих информационных изданиях было отмечено, что в ходе обучения казахстанские военнослужащие получили важные и полезные навыки и знания в области управления подчиненными и организации служебной деятельности в подразделениях.
Кроме этого в вооруженных силах Казахстана есть специалисты, прошедшие обучение в США: в Национальном университете обороны, в военных колледжах, в ведущих академиях (например, Вест-Пойнт и др.).
Вектор "Туманного Альбиона"
Вместе с тем и Великобритания, вернее - ее оборонное ведомство, также провело очередные курсы повышения квалификации казахстанских военнослужащих по утвержденному в 2003 году плану двустороннего сотрудничества между министерствами обороны Казахстана и Великобритании.
Так еще в марте 2006 года в рамках сотрудничества между Минобороны РК и Великобритании 15 сержантов аэромобильных войск прошли курс по миротворческой подготовке.
Курс обучения инструкторов по миротворческой подготовке проводился с участием специалистов Британской военно-консультативной тренировочной команды, которые имеют практический опыт участия в миротворческих операциях.
В рамках программы двустороннего военного сотрудничества с 2003 года подготовлено более 100 военнослужащих.
Российский вектор
На сегодня в 43 российских военных вузах обучаются около 800 казахстанских военнослужащих, что составляет примерно треть военнослужащих стран СНГ, обучающихся в России. В настоящее время уже подготовлено более 2000 казахстанских офицеров. Около 400 офицеров получили высшее военное образование. Качественное образование получают специалисты инженерного профиля, артиллерии и т. д.
Если с 2002 года обучение казахстанских военнослужащих в военно-учебных заведениях Российской Федерации осуществляется на льготной основе (обучение за счет Российской Федерации, содержание за счет Республики Казахстан), то с 2005 года обучение военнослужащих ВС РК - курсантов (в военных училищах (институтах) МО РФ осуществляется на безвозмездной основе (обучение и содержание за счет Российской Федерации).
Турецкий вектор
Сотрудничество в области военного образования строится на базе Соглашения между Правительствами Республики Казахстан и Турецкой Республики "О сотрудничестве в области военного образования" подписанного 23 февраля 1993 года. С этого же года началось направление казахстанских военнослужащих в военно-учебные заведения Турецкой Республики.
В 2001 году проведен отбор казахстанских военнослужащих на обучение по программе высших учебных заведений в училища Сухопутных войск в г. Анкара и Военно-воздушных сил в г. Стамбул, по программе средних учебных заведений в военные лицеи "Малтепе" и "Ишиклар".
На сегодня завершили обучение в военных учебных заведениях Турецкой Республики более 120 казахстанских военнослужащих и более 50 человек проходят обучение.
Германский вектор
6 сентября 1995 года между Министерствами обороны Республики Казахстан и Федеративной Республикой Германии было заключено Соглашение "О подготовке военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан в частях Бундесвера в рамках помощи в военной подготовке", на основе которого проводится подготовка казахстанских военнослужащих в военно-учебных заведениях ФРГ.
С 1994 года по настоящее время в военных учебных заведениях бундесвера завершили обучение более 120 военнослужащих и служащих Вооруженных Сил Республики Казахстан. В настоящее время в военных учебных заведениях бундесвера обучаются более 20 человек. Приоритетными направлениями обучения остаются подготовка специалистов по стандартам НАТО, особенно технического профиля, в области логистики и военной медицины.
Вполне вероятно, что подготовка кадров за рубежом является важной составляющей в комплексе мер по пополнению вооруженных сил подготовленными кадрами. Это отображено и в утвержденной Государственной программе развития Вооруженных сил, других войск и воинских формирований на 2006-2010 годы, предусматривающей комплексное развитие военной организации страны по единому замыслу.
И хотя Госпрограмма и направлена на обеспечение боевой готовности Вооруженных сил, повышение их боеспособности возникает один из вопросов, а именно - по какому уставу будут служить военнослужащие казахстанских вооруженных сил, прошедшие обучение в странах НАТО и бывшего Советского Союза?
Ведь очевидным является тот факт, что уставы в двух военных организациях по многим параметрам отличаются друг от друга.
И если на сегодня должности солдат и сержантов укомплектованы военнослужащими контрактной службы на 65 процентов от штатной численности, то, по какому уставу будут служить сержанты, и каким образом будут складываться их взаимоотношения в табеле о рангах?
Вместе с тем в Казахстане работают свои военные учебные заведения, такие как Национальный университет обороны, Военный институт иностранных языков Министерства обороны РК, Институт сухопутных войск, Военно-инженерный институт радиоэлектроники и связи, Институт сил воздушной обороны и Военно-морской институт, которые обучают личный состав по учебным программам в основе которых лежат модифицированные уставы вооруженных сил СССР (строевой устав, устав караульной и гарнизонной службы, боевой устав и т.д.).
И снова возникает вопрос: как будут соотноситься и взаимодействовать в учебных (реальных) условиях ведения боевых действий военнослужащие, прошедшие обучение в странах НАТО (США, Германия, Турция, Англия) и офицеры, прошедшие обучение в институтах России?
Ведь ни для кого не является секретом, что и техника и вооружение и методика ведения боя (не говоря уже о порядке отдания приказов и др. нюансах) радикальным образом отличаются друг от друга.
Не уйдут ли в небытие те знания, которые получили казахстанские военнослужащие в других странах?
А если не уйдут, то каким образом повлияют полученные навыки вождения и ведения стрельбы из танка М-1 "Абрамс", М48А5Т1/Т2 или "Леопарда", полученные в Турции и Германии на эффективность ведения боя в подразделениях, с приданным им усилением в виде советского танка "Т-64" или российского танка "Т-72"?