Время взросления

25 октября 1990 года Верховным Советом Казахской ССР была принята Декларация "О государственном суверенитете Казахской ССР", которая стала поворотным пунктом в развитии страны.
Для страны восемнадцать лет - это еще совсем "юношеский" возраст. Сегодня в жизнь вступает поколение ровесников нового, суверенного Казахстана, молодые люди получают паспорта граждан независимого государства, становятся полноценными членами общества. Но многие ли из них знают, помнят, через какие трудности пришлось пройти стране, их родителям, какими сложными путями шло становление независимости страны?
Нашему молодому государству пришлось выдержать труднейшие испытания, пережить глубокий перелом всех сфер жизни, драматичные изменения в психологии и сознании миллионов людей и найти свое место в сложнейшем и не слишком доброжелательном мире. Сохранив при этом народ от вражды, нищеты и дезинтеграции.
Так уж случилось, что мне в свое время пришлось стать свидетелем исторического события - принятия Декларации о суверенитете. В то время я работал в Верховном Совете Казахской ССР. Помню, с какими сложными, острыми дебатами, драматическими дискуссиями шло обсуждение, подготовка и принятие каждого пункта, каждого слова Декларации.
В Союзе, который формально еще существовал, царили разброд и хаос. Россия, разрываемая двоевластием Горбачева и Ельцина, однозначно "выталкивала" бывших "братьев", Казахстан и другие республики Центральной Азии, из общего политического и экономического пространства, и никакие усилия Назарбаева по сохранению и модернизации нового союзного государства уже ничем не могли помочь…
Одновременно "команда" российского Центра не желала уступать ни пяди своих полномочий. Но в этом документе, вопреки желанию руководства СССР, была закреплена неприкосновенность границ Казахстана, право приостанавливать на своей территории действия законов и других актов высших органов Союза, нарушающих его суверенные права и Конституцию Республики.
Противников суверенитета было немало и среди депутатов Верховного Совета. Обсуждение длилось несколько дней. Помню, какое было в душе чувство тревоги и волнения, когда в зале заседаний ВС была принят этот документ, провозгласивший создание нового демократического, социально ориентированного и правового государства - Казахстан. И как тяжко нависала над всеми нами неизвестность.
А в стране бушевал торговый дефицит - все немногочисленные товары люди просто сметали с полок магазинов. Государственная торговля умирала, рыночная еще не успевала ее сменить. Многообразные доказательства развала всей прежней государственной системы и сообщения о политических и межнациональных столкновениях, с кровью и гибелью людей во многих новых суверенных странах вызывали в Казахстане острейшую тревогу людей за свою жизнь, за будущее своих семей.
И очень повезло Казахстану, что во главе страны тогда оказался Н. Назарбаев, сумевший провести государственный "корабль" среди острейших "рифов" политики той поры. Знают ли сегодняшние молодые, да и многие взрослые, что мы могли бы сегодня жить в совсем другом мире, где существовал бы не Союз Независимых Государств, а два надгосударственных блока, разделенных обидой, неприязнью, а возможно - и враждой? А ведь такая историческая альтернатива тогда, в начале 90-х годов была вполне реальной… В 1991 году, сразу после решений Беловежья, которые кулуарно, за спиной своих коллег по Союзу, подписали руководители России, Украины и Белоруссии, обиженные и встревоженные главы центральноазиатских государств ждали подписания нового конфедеративного союзного договора. Но в тогдашнем руководстве России внезапно возникла "идея" о создании только славянского союза государств, которая глубоко обидела и возмутила республики Средней Азии. Тогда, решили они, мы создадим свой, тюркский союз!
Те декабрьские события могли кончиться созданием двух блоков - славянского и тюркского, с подключением Таджикистана. И только твердая позиция нашего Президента, который приложил максимум усилий для предотвращения такого сценария, охладила "горячие головы" прежде всего в чубайсовско-гайдаровском руководстве России. Ельцин понял, что речь идет об историческом будущем всего постсоветского пространства и самой России. Развал СССР по линии Европа - Азия был чреват непредсказуемыми последствиями, возможно - миграцией миллионов людей, горем и кровью… И он дал приказ - договариваться.
В ходе длительных переговоров азиатские республики добились главного: они вошли в единый СНГ на правах учредителей, а не присоединившихся членов. А потом была Алматинская декларация 1991 года, заложившая основы мирного разделения союзного "наследства" и нынешнего существования СНГ.
Были и другие опасности. Например - выбор парадигмы исторического развития. Новая, еще слабая страна могла попасть под влияние другой, более сильной. На данную роль претендовала Турция.
Н. Назарбаев вспоминает, как сразу после принятия Декларации в 1990 году он поехал с официальным визитом в Турцию. В ходе поездки великий реформатор этой страны, сделавший Турцию современным, развитым государством Тургут Озал предложил идею, чтобы Казахстан вошел в мощное объединение тюркских государств. Реализовалась бы тогда мечта Кемаля Ататюрка, идеолога пантюркизма о Великой Турции, которая сплотит весь тюркский мир от Байкала до Средиземного моря и Дуная…
По-сути, нашему президенту предложили исторический выбор. В заявлении, которое было подготовлено турецкой стороной во время визита, и которое Н. Назарбаеву предлагали подписать, заявлялось, что Казахстан берет курс на интеграцию с Турцией в силу общих исторических корней, языковой и культурной общности, единой ментальности.
И пришлось сильно огорчить Озала, тем, что это заявление Казахстан подписать не может. Это означало - отказаться от только что обретенной независимости, разорвать традиционные отношения с соседями, вместо одного "старшего брата" посадить себе на шею другого… Страна, государство Казахстан не могло идти по этому пути, устанавливать вновь неравноправные отношения с кем бы то ни было. Для Н. Назарбаева такой принципиальный подход в политике был незыблем тогда - таким он остался и сегодня.
На недавней международной конференции "Общий мир: прогресс через разнообразие", прошедшей на днях в Астане, Президент Казахстана вновь резко заявил о своем равном неприятии как исламофобии, так западофобии, ведущих только к конфронтации между странами и народами, попыток вновь делить человечество на "своих" и "чужих". Этой позиции страна придерживается с первого дня принятия своей Декларации о суверенитете.
Известный правозащитник, а затем руководитель Чехии Вацлав Гавел в начале распада советского политического блока сказал: "Еще долгие десятилетия мир будет приходить в состояние равновесия. Взрыв национализма, популизма, терроризма, конституционных кризисов и т.п. - все это имеет связь со всеобщим шоком общества - шоком свободы".
И сегодня его предсказание сбывается. Только верность справедливым и верным политическим принципам могут помочь относительно безболезненно пережить этот "шок свободы". И Казахстану, кажется, это удается.
Вспомним, что первые четыре-пять лет независимости были очень трудными. Сразу же после обретения независимости в Казахстане начались кризисы, связанные в первую очередь с переходом от изжившей себя модели советского командно-административного управления экономикой к рыночной. Внес свою негативную лепту и разрыв внутрихозяйственных связей. Так, в 1994 году объемы промышленного производства в Казахстане снизились вдвое по сравнению с 1990 годом, объемы сельскохозяйственного производства - почти на треть. Годовой уровень инфляции составлял в 1992-1994 годах от полутора до двух тысяч процентов - как сегодня в Зимбабве!
Средний размер месячной пенсии в пересчете на доллары в 1995 году был всего около тридцати долларов и продолжал уменьшаться. Я вспоминаю, что тогда привозил родителям-пенсионерам в подарок то пару килограммов муки, то мешок гречневой крупы… Все старались где-то подработать. Нефть на мировых рынках стоила 9 долларов за баррель - в десять раз ниже, чем сегодня. Пришлось приложить огромные усилия, проявить терпение и волю, чтобы за такой краткий исторический срок вывести Казахстан в число наиболее быстро развивающихся стран мира.
Сегодня Казахстан переживает период истинного совершеннолетия. Независимость и суверенность подкреплены не только политическими, но, что главнее всего - экономическими результатами. Нельзя быть суверенным, если просишь денег у заокеанского дяди или даже у доброго соседа, который также своего не упустит…
В бюджете и разных фондах - своеобразных "загашниках" страны - десятки миллиардов долларов, а от дорогих машин пробки на дорогах не только двух столиц, но и других городов.
Есть еще бедность, но нет такой тяжелой, беспросветной нищеты, как в некоторых странах СНГ - говорю это ответственно, потому что видел своими глазами.
Конечно, помогли природные кладовые страны и стремительный мировой рост цен на нефть, зерно, металлы и другие сырьевые богатства страны. И глупо было бы этим не воспользоваться.
Даже мировой финансовый кризис пока еще не слишком нас задел - политика сбережения национального богатства оправдывает себя сегодня, в трудное время для мировой экономики. Что еще раз доказывает, что курс на истинную независимость, суверенность страны тогда, восемнадцать лет назад, был выбран правильно.