Дмитрий Гачев приехал в Казахстан, чтобы провести несколько встреч на уровне министерств и нацкомпаний на тему сотрудничества Казахстана и Болгарии. Оставив для столицы официальные мероприятия, Алматы он посетил по зову сердца.
– Какие вы сейчас видите точки соприкосновения Казахстана и Балкан?
– Их масса. Во-первых, вы хотите поднимать туризм. То, что Болгария в этой сфере сделала за 20 лет, – чудо. Сейчас есть хорошая идея создать совместные центры обучения в наших странах. Кроме того, мы говорили о сотрудничестве в сфере медицины. Построить больницу не так трудно. А кто будет в ней работать? Мне очень нравится ваша идея евразийства. Сейчас повсюду в мире мы видим сложные ситуации. Но почему есть терроризм? Потому, что мы друг друга не понимаем. Если у европейца спросить: “Ты Коран читал?” – “Нет, не читал”. Спроси, скажем, у узбека: “Ты читал Библию?” – “Нет”. А как же понимать друг друга, если мы не знаем друг о друге? Совместно с известным казахстанским журналистом Гадильбеком ШАЛАХМЕТОВЫМ мы разработали идею евразийского центра, где молодежь будет вовлечена в процесс познания друг друга с помощью так называемых национальных космосов. Кстати, я заметил, ваше молодое поколение интересно развивается. Но ему не хватает инициативы. Старые бюрократы должны немножко освободить дорогу.
– А где вы видели нашу молодежь и бюрократов?
– Бюрократов я много где видел. А с молодыми людьми встречался в университетах. Им определенно нужна самостоятельность. Если только сверху будут идти приказы, никакого развития не будет. А бюрократы сидят и ждут, что скажет вышестоящий начальник. Но он же не может все сказать. Масса молодых ребят работает в министерствах. Прекрасно. Но не создавайте из них бюрократов. Они должны приносить пользу.
Мы прилетели в Астану, едем в машине, видим: деревья везут. Шофер говорит: “Это начальство сказало парк делать”. Я говорю: “А без начальства вы не знаете, что парк надо обустраивать?”.
– Вы идеально говорите по-русски…
– Я учился в Москве. Потом – в Болгарии, в Америке – в Колумбийском университете, в Италии, Швейцарии.
– А сейчас?
– Сейчас живу в Софии, но при этом имею совместные проекты с Италией, Грецией. Как правило, они связаны с издательским делом. Мы выпускаем книги русских, итальянских, болгарских авторов. Со многими издательствами договариваюсь так: я издаю пять ваших книг, вы – пять наших. Хочу сотрудничать и с Казахстаном. Кроме того, занимаюсь продвижением работ отца (Георгий Гачев – философ, литературовед. – Прим. авт.). Сейчас вышла книга в Белграде, в Италии, готовится во Франции.
– Что вы успели сделать в Алматы?
– Здесь я “по любви”. Приехал, чтобы пообщаться с Муратом АУЭЗОВЫМ. Мы вспомнили, как он, когда учился в Москве, был дружен с моим отцом в 60-е годы. Также поговорили о его проекте “Беседы на Шелковом пути”. Я еще успел посмотреть горы. Они у вас “более острые”. Есть прекрасные места для экотуризма, есть Шелковый путь! Разрабатывайте эти направления. Или бизнес-туризм, студенческий туризм… А вот с гостиницами – полная трагедия.
– Вы кому-то говорили об этом здесь?
– Вам говорю, а вы передайте.
– Не знаю, заметили вы или нет, но болгарская столица София напоминает Алматы. Стеклянные здания в верхней части города, телебашня на горе…
– Да, действительно много общего. Оба города расположились в предгорьях. Кстати, у нас сейчас метро делают. Со следующего года можно будет на нем поехать в горы, чтобы на лыжах покататься. Но там всего два спуска.
– Кстати, я обратил внимание, что в Болгарии в отличие от остальных стран бывшего соцлагеря нет такого ярого противодействия всему советскому.
– С Болгарией особый случай. К русским здесь всегда было неплохое отношение. Во-первых, помогает славянство. Во-вторых, ежегодно у нас бывают 200 тысяч россиян, и они считаются хорошими туристами. Покупают там квартиры... Вот мы, например, думаем: почему из Казахстана народу так мало? Оказывается, с самолетами проблема. Мы в этот наш приезд поставили вопрос: давайте откроем авиалинию на Балканы.
– А вам не кажется, что самолеты пойдут, если будет экономический интерес?
– Люди должны знать, кто вы. Сегодня Казахстан мало кто знает. Все знали Советский Союз, помнят, что Казахстан был его частью, но сейчас нужно выходить на мировой уровень. Что это значит? Продать два колеса – это одно. С другой стороны, когда выходишь, допустим, через литературу, то у вас появляется свое лицо. У Казахстана масса прекрасных писателей. Все знают АБАЯ, Мухтара АУЭЗОВА… Мне также очень нравится творчество Немата КЕЛИМБЕТОВА, Олжаса СУЛЕЙМЕНОВА. Нужно продвигаться и через эту линию. Поэтому мы хотим создать совместную группу с итальянским издательством, которая стала бы взаимно перемещать культурные пласты. Не случайно ведь, что Марко Поло приехал в Китай с культурой, уехал с товаром.