Время говорить: почти все обращения в Администрацию Президента – это жалобы на неправомерные решения судов

Закон “О медиации” был принят в 2011 году. Ежегодно к медиаторам обращается более 33 тысяч человек, причем 13 тысяч споров решается полюбовно после первой же консультации. В годовщину принятия закона медиаторы и общественные деятели страны собрались в Нур-Султане на научно-практической конференции АНК “Роль медиации в модернизации гражданского общества”.

Наряду с профессиональными модераторами в каждом казахстанском городе есть общественные и школьные. Но все сталкиваются с одинаковыми проблемами.

– При разработке закона о медиации проводилась большая работа, но есть аспекты, которые требуют своего решения. Это, например, статус медиатора. В бюджете заложены средства для оплаты услуг адвокатов, но нет для медиаторов. Решение этой проблемы даст новый импульс развитию института медиации, повысит престиж и статус этой профессии, позволит совершенствовать профессиональные навыки медиаторов, – считает заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Юсуп КЕЛИГОВ.

Наряду с деньгами статус медиаторов может повысить совершенствование законодательства в принципе.

– Доверие населения к институту медиации появляется тогда, когда люди видят, что решения, принятые медиативно, имеют такую же юридическую силу, как и решения судов, и подлежат исполнению, – говорит экс-заместитель председателя, заведующий секретариатом АНК Администрации Президента РК Леонид ПРОКОПЕНКО.

Сейчас же, как отмечает спикер, в стране очень высокий уровень недоверия граждан к судам и власти на местах. 90 процентов обращений в Администрацию Президента – это жалобы на неправомерные решения судов. При этом многие казахстанцы не понимают преимуществ медиации и не торопятся обращаться к этому методу решения своих проблем.

Между тем, как отмечает доктор политических наук Наталья КАЛАШНИКОВА, медиация была присуща казахскому обществу задолго до того, как стала модной на Западе.

– У нас есть целый пласт национально-исторической подоплеки института медиации. Это те традиции, которые действовали на просторах Великой степи, особенно в период Великого Шелкового пути, когда создавались многочисленные нормы расчета на восточных базарах. Это уникальный опыт, который нам необходимо изучить и по возможности применять в медиации, – говорит она. Как сохранить межэтнические отношения и уметь прийти к согласию в спорах

Прецеденты, когда на помощь медиаторам пришли казахские традиции, уже есть. Так, однажды во время солдатской присяги женщины-активистки накрыли оружие молодых парней своими белыми платками. Таким образом они дали солдатам материнское благословение и наказ применять силу исключительно в мирных целях. Вроде бы простой обряд, но, как уверяют эксперты, он может спасти и от неуставных отношений в армии – материнский завет никому не хочется нарушать.

В целом, по мнению Натальи Калашниковой, сейчас медиаторы должны работать больше не на разрешение конфликта, а на его предотвращение.

– Не так давно НИЦ “Молодежь” проводил опрос среди студенческой молодежи, где спрашивал о том, насколько возможны конфликты среди молодежи. 24,5 процента респондентов отметили, что вероятность таких конфликтов очень высокая, – приводит она данные статистики.

При этом, отмечает эксперт, в стране растет расслоение между образованной, успешной и строящей карьеру и необразованной молодежью, которая не видит перспектив роста и развития.

Есть в Казахстане школьные медиаторы, которые должны решать конфликты в стенах школы. Но что дальше? По мнению Натальи Калашниковой, назрела необходимость в формировании пула вузовских медиаторов и, что еще важнее, – профессиональных переговорщиков. Мы так и не сформировали пул обученных людей, которые могут выйти и “разрулить” социальную проблему, отмечает она.

Этих переговорщиков, как считает Наталья Калашникова, надо делать из общественных медиаторов, которые должны обладать доверием самых разных социальных групп. Ведь костяк общественных медиаторов – лидеры региональных этнокультурных объединений.

НУР-СУЛТАН