Времен связующие нити

Достоевский близко дружил с Чоканом Валихановым, называл его своим братом, здесь же, на казахской земле, как считают создатели картины, произошло его перерождение. На финишной прямой и другой крупный проект Харалампидиса – посвященный героям войны – Рахимжану КОШКАРБАЕВУ и Григорию БУЛАТОВУ.

Имена не забыты

– Константин, вы давно известны своим трепетным отношением к ветеранам ВОВ, регулярно проводите акции, концерты-посвящения павшим героям в Алматы. Что для вас фильм “Батыры Великой Отечественной: Рахимжан Кошкарбаев, Григорий Булатов”?

– Так совпало, что, когда вы мне написали, я был в Музее Победы на Поклонной горе в Москве – это главный музей в России, посвященный победе в ВОВ. Совсем недавно там появилась новая фигура – Рахимжана Кошкарбаева. Эта экспозиция – о взятии Рейхстага, есть Сорокин, Булатов, Кошкарбаев, Лысенко. Если говорить об исторической памяти, то, слава богу, их имена не забыты.

Также в музее есть инсталляция с видеорядом, где, нажав на кнопку, можно получить информацию о том, что было в Казахстане в Великую Отечественную. Сколько, например, пуль было отлито здесь, сколько заводов и фабрик республика приняла в эвакуацию, сколько отправила помощи на фронт и т. д.

– Даете ли вы в фильме собственную оценку событию с водружением флага над Рейхстагом с позиции сегодняшнего дня?

– Знамя Рахимжана Кошкарбаева и Григория Булатова – самодельное, это был клочок ткани с красной перины Гиммлера, которую они обнаружили в его доме. Они ее распороли, сделали флаг и были первыми, кто установил его на Рейхстаге, это случилось 30 апреля 1945 года. Да, его закрепили не на верхнем куполе здания, но это ведь не умаляет их подвига. Небольшое расстояние от дома Гиммлера до Рейхстага – чуть больше 250 метров – они преодолевали в течение 7 часов, что может говорить об интенсивности боя. Поэтому не имеет никакого значения – самодельное или заранее заготовленное знамя, имеет значение, что они были первыми. Они поставили точку в страшной войне. Эти люди достойны вечной памяти. Какие могут быть здесь оценки?

Надо делать всё, чтобы нынешняя молодежь понимала, зачем им надо это помнить. Что их жизнь и появление на свет всецело зависели от этих бойцов. Не было бы Кошкарбаева и Булатова, кто-то бы не родился на свет.

Взятие Берлина – это уже финал войны, к тому времени каждый из них успел повоевать, они участвовали в боях и приближали эту Победу, они уничтожали фашистов и тем самым сохранили жизни миллионам людей не только в Союзе – во всем мире. И эта связь, на мой взгляд, очень важная вещь.

Не может не потрясать, что это совсем молодые люди (20 лет было Кошкарбаеву, Булатову – 19 лет). Вся моя работа направлена, чтобы сохранить память о них, поклониться им, за то, что они сделали для всего человечества и для меня лично. Я вспоминаю своего деда Харлампия, который вернулся с войны, так же я буду помнить о Кошкарбаеве и о Булатове, и о тех, кто не вернулся.

Внук расскажет о легендарном деде

– Как, по вашим ощущениям, в России идет принятие того факта, что реальная история со знаменем победы над Рейхстагом отличается от официальной, общепринятой версии?

– Кантария и Егоров ведь тоже были бойцами, никто никогда не задумывался, что, прежде чем стать великими, они еще в окопах ползали, чтобы дойти до Берлина. Они не были на особом положении, и спецпайка, и бронежилета, который защитит, у них тоже не было! Их выбрали. Но их за это точно не стоит судить, в отличие от тех, кто распорядился так из желания угодить, причем это большой вопрос, нужно ли было угождать Сталину? На Параде Победы несли поверженные знамена фашистов, но не несли Знамя Победы. Потому что было непонятно, какое из знамен является победным. Высшее руководство понимало, что есть определенные разногласия по нему, есть нестыковки. Так сработали люди. Всегда находятся те, кто испытывает жажду угодничества. Они без этого не могут, это внутренняя потребность, в любую эпоху, в любой стране есть…

– Когда фильм о Кошкарбаеве и Булатове будет готов и где его можно посмотреть?

– Фильм на финальной стадии, создается он при содействии Государственного центра поддержки национального кино по заказу министерства культуры и спорта РК. Сейчас документальное кино не имеет проката – остается ТВ и Интернет, полагаю, что там он и будет.

Снимать кино – сложно. Но я понял, что сниму его, когда увидел еще и внука Рахимжана Кошкарбаева – Даурена.


Внук легендарного Рахимжана Кошкарбаева – Даурен

Вообще вся семья Кошкарбаевых – славная, мне повезло, работая с этими людьми, было легко. Какое воспитание чудесное у Даурена! Умный, рассудительный человек, он мне рассказал много историй из детства. Он никогда не видел деда – родился через год, как тот умер, но вся его жизнь была пропитана любовью к нему. Он знал его заочно, потому что слышал рассказы бабушки, мамы, читал его книгу и видел его на кинопленке. И Даурен даже рассказал, как в детстве представлял, что мог провожать его на фронт. И это дало мне такой ход – сделать мультипликацию на основе представлений внука о подвиге деда. Исходя из этого, в фильме появилось несколько сцен в стиле пластилиновой анимации.

Весь ваш

– Теперь поговорим о Достоевском, какое его произведение ваше любимое?

– Вы знаете, люблю не только его работы, я люблю его самого. Невозможно любить какое-то отдельное произведение, зная личность, жизненный путь этого человека. Как говорит у меня в кадре актриса, народная артистка России Ирина КУПЧЕНКО: “Нужно понимать, что творчество – исповедальное у Достоевского”. Это очень важная вещь. Не переживи он всего, не было бы произведений. Всё, что он писал, – писал про свою жизнь. До его “казни” он писал одни произведения, потом – иные, гораздо более глубокие. Нельзя из общей истории этого человека выкинуть ничего. Так мы и назвали картину “Ваш весь Фёдор Достоевский”, так он подписывался в письмах. Я признаю и люблю в нем высочайшего писателя, философа и пророка – это всё Достоевский.

– Представят ли зрителю в фильме какие-то новые данные о жизни Достоевского в Семипалатинске?

– Тут освоить бы старые, кто о них знает? Разве много людей сегодня читают Достоевского? Что вы! Кто знает сейчас, кто такой Чокан Валиханов, кроме того, что был такой человек, а чем он известен, что он сделал в жизни? Поэтому чего ждать новое, старое бы кто-нибудь прочитал. Сейчас все спорят, надо ли произведения Достоевского включать в программу среднего образования, а что тогда надо, если его не надо? Фильм о Достоевском – это авторское кино, снятое по заказу Общественного фонда “ЭМО” и при поддержке Митрополичьего округа Православной Церкви Казахстана. Там играют: Ирина Купченко, актер и мастер сценического движения Владимир Беляйкин – самого Достоевского, Дунай Еспаев, руководитель Карагандинского русского драматического театра имени Станиславского – играет Чокана Валиханова, Галина Турчина, карагандинская актриса – первую супругу писателя Исаеву. Там музыканты мирового уровня играют – виолончелисты Владимир Словачевский и заслуженный артист России Сергей Словачевский, лауреаты международных конкурсов пианист Олег Вайнштейн и скрипачка Рената Бакхрах, хор Афонского подворья Санкт-Петербурга под руководством лауреата международных конкурсов Алексея Жукова.

Картину мы снимали в 4 городах: Семее, Питере, Омске и Москве. Самые важные события в жизни этого человека произошли там. В Москве он родился, в Питере пошел на смерть, но остался живой, после чего была каторга в Омске и ссылка в Семипалатинск, и затем опять петербургская жизнь.

– 11 ноября в честь 200-летия Достоевского вы будете принимать участие в каких-то мероприятиях?

– Мы в этот день презентуем фильм в Алматы. Фильм расскажет о том, что классик мировой литературы Федор Достоевский волею судьбы 5 лет прожил в Казахстане. Здесь он написал “Дядюшкин сон”, “Село Степанчиково и его обитатели” и начал “Записки из Мертвого дома”. Безусловно, годы, прожитые в Казахстане, оказали на него большое влияние. Здесь проходило его духовное возрождение, и яркий пример этого судьбоносного процесса – дружба с Чоканом Валихановым, казахским ученым, путешественником и просветителем, которого Достоевский называл братом.

АЛМАТЫ