Вредители есть, коррупции нет?

– Если кто-то говорит, что у нас можно обогатиться на взятках, то он просто не знает положения дел, – говорит начальник территориальной инспекции Алматинской области Серик АХАНОВ. – Это в 1990-х через границу гнали товары кто попало и как попало. А сейчас я не верю, что при том контроле, который существует, можно в массовом порядке везти контрабанду из того же Китая. Если вес многотонного грузовика при взвешивании на 10–20 килограммов отличается от заявленного в документах, то у владельца груза будут проблемы.

Инспекция по Алматинской области работает на всех пограничных постах, через которые в область завозится товар, – “Коргасе”, “Калжате”, “Каркаре” и “Достыке”. За прошлый год карантинная служба области 218 раз не пропустила в Казахстан грузовики и вагоны с сельхозтоварами.

Основной поток импортных плодов и овощей идет в Алматы из Китая. Только за первый квартал этого года из КНР завезли более 15 тысяч тонн овощей и вдвое больше – фруктов. Почти весь товар проходит через таможню “Коргас”.

Карантинная служба проверяет товар на границе. На месте назначения, уже после таможенной очистки груза, “карантинщики” досматривают груз еще раз. Самый крупный пункт досмотра – на крупнейшем плодоовощном рынке Казахстана “Алтын-Орда”. Еще один крупный пост недавно открылся в новом логистическом центре “Даму”. Мелкие партии товара проверяют на местных рынках – отделения службы есть в каждом районе.

После проверки владельцу груза выдается сертификат досмотра, в котором написано, что никаких угроз в его товаре нет. Проверяется, во-первых, фитосанитарный сертификат страны-экспортера, во-вторых, импортно-карантинное разрешение на ввоз продукции.

– Это тот самый ИКР, за выдачу которого, как утверждают некоторые, мы неофициально берем деньги. Это полная ерунда! – утверждает замначальника областной инспекции Нурмуханбет АЙТУГАНОВ. – Его выдают не на постах и даже не в областной инспекции, а в Астане. Бумага выдается на определенный объем продукции, которую компания собирается завезти в Казахстан. Как правило, речь идет о сотнях и тысячах тонн. Нам подают заявку, в ней подробно расписано, что, где и когда будет ввозиться. Мы это все принимаем, регистрируем и отправляем в Комитет госинспекции Минсельхоза, где и дают окончательное “добро”. На разрешении стоит подпись главного карантинного инспектора республики.

Если груз возвращали, то в большинстве случаев имелись нарушения в документах либо случаи заражения, отмечает г-н Айтуганов. Например, в марте этого года в Китай вернули грузовик с мандаринами, зараженными опасным вредителем – цитрусовой белокрылкой. В соседнем Китае зарегистрированы более 120 вредителей и болезней растений, а в Казахстане постоянно “прописаны” пока только 11 их разновидностей.

– Никакие платные услуги наша служба оказывать не имеет права, – поясняет Нурмуханбет Айтуганов. – Если сотрудник инспекции требует за свое одобрение с владельца груза деньги, то его надо просто “сдавать” в правоохранительные органы!

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ