Медиа-портала Сaravan.kz разобрался, как наркоманы живут во время карантина.
Можно было бы подумать, что режим карантина должен осложнить жизнь работникам подпольного бизнеса, в том числе торговцам наркотиками. Тем не менее производство действует, а людей, которые распространяют наркотики, продолжают ловить. Вот только несколько примеров...
В Нур-Султане
КНБ ликвидировал два производства синтетических наркотиков. 13 мая на сумму 34 миллиона тенге, 17 мая – на 60 миллионов тенге.
В Шымкенте
Гражданин Грузии пытался провезти контрабанду с психотропным веществом «экстази». Его поймали, уничтожили таблетки и приговорили к 11 годам и 6 месяцам лишения свободы.
Там же пятидесятитрёхлетний житель выращивал в горшках растения, из которых изготавливают наркотики.
В Актау
Полицейские задержали четырёх мужчин, которые перевозили в автомобиле четыре килограмма марихуаны. Контрабандисты оказались жителями Мангистауской области.
В ВКО
Заключенным тюрьмы пытались передать марихуану в поддонах для хлеба. Девять свёртков обнаружили с помощью аппарата для рентгена. Общий вес 482,3 грамма.
В этой же области за время карантина изъяли более 100 килограммов наркотических веществ, в их числе 120 грамм «скорости».
В Кызылординской области
Житель Жамбылской области перевозил в легковой машине более 21 килограмма марихуаны и свыше килограмма гашиша в пластиковых бутылках.
В Жетысае
Водитель в состоянии алкогольного и наркотического опьянения сбил трёх сотрудников полиции. Так он отреагировал на требование предъявить документы.
В Талдыкоргане
Более 12 килограммов наркотиков нашли у сорокапятилетнего мужчины. Из них три с половиной килограмма марихуаны и девять с половиной килограммов гашиша. Часть он носил с собой во время задержания, остальное обнаружили в гараже.
В Караганде
Девушку заметили из-за подозрительного поведения во дворах города. Её задержали, и она призналась, что закладывала наркотики.
География обширна, и карантин не оказался помехой. Нарколог Виталий БЕЛЕЦКИЙ комментирует ситуацию:
- Система, по которой распространяют наркотики, уже до того отработана, что карантином её, к сожалению, не сломать. Насколько я слышал от наркозависимых, они как употребляли, так и употребляют. Возможно, закладчики стали осторожнее и начали выгадывать время, когда более безопасно, но нет такого, чтобы кто-то бросил, потому что не мог найти дозу. Те, кто наркотики распространяет, не остановятся перед режимом карантина. Те, кто принимает, тоже не побоятся пойти за закладкой - психическая зависимость сильнее страха перед законом. Патруль на улицах тоже слабая помеха - их видно со стороны. Закладчик, заметив стражей правопорядка, просто меняет свой маршрут.
- На ваш взгляд, как изменится ситуация с наркозависимыми в Казахстане после карантина?
- Думаю, карантин может серьезно повлиять на статистику запоев и употребления наркотиков. Казахстанцы остаются без работы, им нечем заняться дома. Безысходность, депрессия, люди не знают, куда себя деть, и уходят в запой или употребляют ещё что-нибудь. Для многих, к сожалению, лучший способ провести время – алкоголь или наркотики. На карантине однозначно начали больше пить. Нам поступают звонки, и люди рассказывают не только о себе, но и о своих знакомых. Все сидят дома и пьют, потому что не знают, что ещё делать.
- Что насчёт тех, у кого уже были проблемы на момент начала карантина?
- Запойные пьют, родственники на них не влияют, потому что не знают, куда везти. Где-то больницы не работают, где-то страшно лишний раз выходить, чтобы не заразиться. Обращений в целом стало меньше, но участились случаи, когда к нам попадали именно потому, что ушли в запой, когда было нечего делать на карантине. Звонки всё ещё поступают, но эти люди до нас не доходят – хотят вызвать на дом, но такой опции нет. Количество обращений за год постоянно то увеличивается, то уменьшается, но в этом нет закономерности. Не бывает такого, что стабильно случается наплыв после праздников. Иногда бывает небольшое увеличение, но незначительное. Запойные пьют неделями, а то и месяцами, и праздники на них не влияют.
- Наркоманы поменяли свои предпочтения на карантине? Или они остались прежними?
- Тяжёлые (опиоидные) вещества сейчас, в принципе, мало кто употребляет. Широкое распространение получила синтетика, она дешевле, её проще достать. Некоторые даже в домашних условиях умудряются производить. К тому же если опиоидные вещества требуют определенных условий, введения себе инъекции, то синтетику курят, нюхают, под язык кладут - способ поступления в организм упрощённый. К тому же людей, употребляющих опиоиды, можно узнать по лицу. Тех, кто сидит на синтетике, - нет. Родственникам иногда трудно таких раскусить, а после опиодов человек заторможенный. Молодежь может дольше скрывать, что употребляет, потому что человек продолжает двигаться, чем-то заниматься.
- Изменились ли риски для подростков?
- Влияние на риски для молодёжи спорное. С одной стороны, во время карантина молодые люди реже собираются группами, где могут поделиться опытом употребления и заинтересовать других. С другой - они сидят дома, ничем не занятые. Сейчас и без карантина много средств нужно для большинства увлечений и секций, а молодёжь нужно чем-то занимать. В карантине с этим ещё хуже. Когда человек ни к чему не стремится, он теряет смысл жизни. Все хотят много денег и ни в чем себе не отказывать, но это слишком размытая цель, нужно понимать, как ты к этому придёшь. И они ищут, как самореализоваться, провести время, ощутить драйв. На мой взгляд, риски в итоге остались те же. Палка о двух концах: меньше шансов общения в дурной компании, но они волком воют дома. И если кто-нибудь даже по телефону посоветует наркотики, это может заинтересовать в таком эмоциональном состоянии.