Врач реанимационной бригады СМП Динара Сихимова рассказала корреспонденту медиа-портала Caravan.kz, как сотрудники скорой помощи справляются с эмоциями, почему сложно доказать ложный вызов и к чему может привести самолечение.
- Что было самым сложным в начале трудовой деятельности? Что больше всего удивляло?
- Самым сложным в начале трудовой деятельности было увидеть смерть человека на вызове. Когда человек в бессознательном состоянии и рядом никого нет, чтобы уточнить анамнез заболевания. Судороги, высокая температура у ребенка, которая ничем не сбивается. Видеть эмоции родственников умершего на вызове человека. Когда на вызове не встречают или дают неправильный, неточный адрес. Когда родственники не хотят давать информацию и бывают очень агрессивны, вплоть до рукоприкладства и сквернословия. Сутками ездить в машине. Когда пациент в тяжелом состоянии отказывается ехать в стационар. Пробки, транспортных развязок не было.
- Можете вспомнить самые необычные и сложные вызовы?
- Самый мой первый вызов был на фельдшерской бригаде, где у пациента был аппендицит, осложненный перитонитом и инфекционно-токсическим шоком. В первый день работы в БИТ-бригаде (бригада интенсивной терапии) - пациент с обширным инфарктом, осложненным кардиогенным шоком, и в итоге - смерть в присутствии в машине СМП во время транспортировки в стационар.
Примеров привести можно очень много: нарушения сознания и дыхания, представляющие угрозу жизни, нарушения системы кровообращения, психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц, травмы любой этиологии, сопровождающиеся шоком, термические и химические ожоги большой площади поражения, внезапные кровотечения, осложнения родов и беременности, чрезвычайные ситуации, оказание скорой медицинской помощи и медицинская эвакуация при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайной ситуации.
- Бывали ли случаи, когда на улице, в транспорте помогали неравнодушные люди? Возможно, имеющие медицинское образование?
- Крайне редко. Лет 10-15 назад люди были добрее, а сейчас в большинстве случаев безучастны, снимают на телефон и выкладывают в социальные сети.
Пока у тебя будет “болеть сердце”, ты можешь ошибиться
- Как можете прокомментировать ложные вызовы, когда человек, например, обращается в скорую в состоянии алкогольного опьянения или по каким-то другим причинам?
- Основной приоритет для скорой помощи – это оказание помощи при экстренном вызове, когда имеется непосредственная угроза жизни пациента. К сожалению, в скорую помощь могут обращаться пациенты по поводам, которые не относятся к нашей работе. К таким вызовам можно отнести невысокую температуру, получить консультацию, транспортировать пациента, который может самостоятельно передвигаться, и др.
Ложный вызов очень сложно доказать. Например, вызывают, дают повод - взрыв, а на месте ничего нет - это является ложным вызовом, а состояние алкогольного опьянения не является ложным вызовом.
- Должны ли быть сотрудники скорой помощи в какой-то степени психологами? Насколько сложно справляться с эмоциями людей? Можете привести примеры из практики?
- Все зависит от ситуации, но в основном сотрудникам СМП некогда работать психологами. Они очень быстро привыкают к “боли”, быстро происходит психологическое выгорание, поэтому некоторым пациентам твердость характера сотрудника СМП кажется грубостью. Многим это не нравится, они воспринимают это как агрессию и поэтому часто жалуются. Но это издержки профессии “скоропомощников”. “Мягким людям” очень тяжело работать, и они, как правило, уходят из профессии.
Бывают исключения, когда врач скорой помощи выступает в роли психолога, где пациенту не требуется медикаментозная помощь, например, когда дело касается маленьких детей или стариков.
Врач скорой помощи должен быть стрессоустойчивым и хладнокровным, не подвержен эмоциям. Пока будешь жалеть пациента, пока у тебя будет “болеть сердце”, ты можешь ошибиться.
Сами себе психологи
- Сотрудничают ли сотрудники скорой с психиатрами? И если да, можно рассказать об этом подробнее?
- Да. Бывают такие ситуации. Например, если у пациента имеется тяжелое психическое заболевание и идёт период обострения, то бригада на себя вызывает психиатрическую бригаду.
- Работают ли психологи с сотрудниками СМП?
- Мы сами себе психологи, после смены обсуждаем наболевшие вопросы, выплескиваем эмоции.
Как пациентам вредят Интернет и советы соседей
- Часто ли приходится сталкиваться с тем, как человек навредил себе самопомощью?
- Да, таких случаев немало. Часто пациенты не знают, как принимать препарат, и начинают пить все подряд. Им неизвестно, что такое терапевтическая доза, и они предполагают, что если примут две и более таблетки, им станет лучше, но на деле это может оказаться смертельной дозой.
Всегда стоит помнить, что есть препараты, которые нельзя смешивать с другими или принимать при определенных заболеваниях. Это все случается от того, что человек не идет к врачу и не получает специального назначения, по которому нужно принимать лечение. Он начинает искать информацию в Интернете или слушать советы соседей, родственников и на деле только вредит себе.