Впервые на манеже – четырехлетний гимнаст

Несколько лет назад зрители уже видели новогоднее представление “Щелкунчик”. Но…

– В цирке, как в театре, невозможно повторить один и тот же спектакль, – говорит режиссер-постановщик Марина РЕДЬКО. – В этом наше большое преимущество! В новой версии отличается состав артистов. В прошлой – не было клоунов. В “Щелкунчика и Мышильду” эксцентрично врывается комическая актриса Большого Московского цирка Оксана НЕСКЛАДНАЯ. При этом всё очень логично, линия повествования не прерывается. Театрализованная сказка заиграла новыми красками благодаря нашим воздушным гимнастам и акробатам. Зрители отметили эффектные костюмы и лазерное шоу.

Для московской гостьи Оксаны это вторая работа в цирке Алматы.

– Я много лет работала в дуэте, – рассказывает актриса. – Совместно с режиссером на базе Большого Московского цирка мы создали сольный проект. На самом деле сложно придумать что-то новое. Ведь даже у мужчин-клоунов бывают проблемы с репертуаром.

– А какая вы в жизни? Бывают серьезные клоуны?

– К сожалению, это беда всех клоунов. Я не такая, как на манеже. Два разных человека. Это образ. Конечно, всё идет изнутри. Свои мечты, мысли и желания я претворяю перед зрителями.

Летающий Щелкунчик

Изюминка программы – прыгающий, летающий Щелкунчик, акробат Максат ИШАНКУЛОВ. Вместе с коллегами он представляет номер “Русская палка”. В цирковом искусстве он считается одним из сложных. Судите сами: длина шеста – 5 метров, ширина – всего 13 сантиметров. Двое партнеров держат шест и подбрасывают Максата. Акробатические элементы он выполняет на высоте 5–6 метров над землей, потом приземляется обратно на палку. Стоит партнеру отклониться хотя бы на пару сантиметров, и падения не избежать.

– Я выпускник циркового училища, в профессии три года, – рассказывает Щелкунчик. – Сам из спорта пришел – выполнял прыжки на батуте. Поэтому мне этот жанр легко дался.

Девятилетний Али САЛАВАТОВ в цирке с малых лет, его папа – артист.

– В этом представлении работаю Фрицем, – рассказал Али. – Сказку “Щелкунчик” посмотрел, наверное, раз 10, чтобы вжиться в образ.

– Как тебе перед детьми работать? Ты же сам еще ребенок…

– Когда вышел на сцену в первый раз, был Ер-Тостиком. Стеснялся, не знал, что такое цирк. Уже два раза выступал, и мне всё больше нравится. Как папа говорит, с душой.

Полной неожиданностью для многих зрителей стало появление на манеже юного воздушного гимнаста, ангелочка на ремнях – 4-летнего Даната ДОСБАТЫРОВА. За кулисами за выступлением внука следил заслуженный деятель культуры, основатель цирковой династии Досбатыровых Курмангали ДОСБАТЫРОВ.

В алма-атинском цирке он работал в 70-е годы. Сын Даулет, дочь Алия пошли по стопам отца. Даулет работал артистом цирка, несколько лет его возглавлял. Теперь руководит Алматинским хореографическим училищем им. Селезнева. Алия и ее супруг Андрей КАНАХИН часто выезжают на гастроли за рубеж. Общий стаж цирковой семейной династии – более 110 лет!

Идеи из программы алма-атинского цирка взяли режиссеры “Дю‑Солей”

У Курмангали Досбатырова я поинтересовалась: что для его семьи – цирк? Ведь в истории алматинского цирка были очень сложные времена – в 90-е многие артисты бросили работу и пошли на базар торговать, чтобы выжить. Из цирка не уходят – только выносят

– Да, было непросто, особенно когда по пять лет зарплату не платили, – рассказывает руководитель номера. – Только истинные любители своего дела остались. Цирк – особый пласт искусства, причем один из опасных.

Сын травмировался во время выступления – лопнул трос, он упал с 13 метров, четыре позвонка повредил. Лечился, восстанавливался, но всё равно потом вернулся, продолжил работать.

В этом году я начал с внуком заниматься. Поднимал его на качелях всё выше и выше, ему нравилось летать по кругу. Так постепенно преодолели страх высоты. Пока он выступает на высоте 5–6 метров.

– Страховка есть?

– Нет. В этом жанре она невозможна, мешает. Цирковой артист парит над манежем на высоте примерно 20 метров. Дочь на 550-летие Казахского ханства, во время “ЭКСПО” в столице выступала на высоте 48 метров – тросы были прикреплены к крану. Нурсултан НАЗАРБАЕВ как раз смотрел шоу, спросил министра культуры: эта артистка из цирка “Дю-Солей”? Министр говорит – нет, наша. Елбасы очень удивился: а разве у нас есть такие артисты? После сделали запрос, и дочь наградили. Вообще, у детей много престижных международных наград: золото получили в Монте-Карло, Москве, Фигерасе, золотые медали Евросоюза за вклад в развитие циркового искусства.

– Какое будущее у цирковых артистов?

– По традиции в канун Нового года они готовят цирковую программу. В ней участвуют звезды казахского цирка, награжденные на престижных фестивалях золотыми медалями, гости из других стран. Программы очень популярны среди зрителей. Цирковой язык всему миру понятен. Наши артисты занимают достойное место в цирковой иерархии и достойно поднимают флаг Казахстана на разных континентах.

– Казалось бы, что можно еще нового придумать?

– А вы знаете, что “Дю-Солей” взял все идеи у нас? В 1976 году в Алма-Ате была блестящая программа “Земля чудес” – синтез балета, эстрады и цирка. Ее поставил народный артист СССР, выдающийся режиссер Виль ГОЛОВКО. Тогда было время мюзикла. После развала Союза, в начале 90-х, все ветераны ушли на пенсию. И программа канула в Лету. Но сейчас программы снова интересные – феерия звука, музыки, лазера, трюков. В цирке фантазия безгранична, здесь нет предела совершенству. Например, у китайцев научный подход к спорту, цирку. Они не только выступают, но изучают этот вид искусства.

Успехи наших артистов также зависят от поддержки государства. Искусство – оно ведь всегда дотационное. Цирковые артисты ничего не производят, а только дарят радость, улыбку.

В Алматы, Нур-Султане, Караганде, Шымкенте есть цирк. В Актау хотят построить. А цирковых артистов мало. К нам не идут, так как многие боятся. На манеже рождаются и рядом с ним умирают…

– Увы… Но не будем о грустном. Новую программу можно посмотреть во время школьных каникул?

– Да, она идет в цирке с 17 декабря 2019-го по 12 января 2020 года. Приходите!

АЛМАТЫ