Вперед, в прошлое!

Городские ремесленники представили работы в разных жанрах декоративно-прикладного искусства. Казахские орнаменты соседствовали с украинскими венками, традиционные тюркские декоративные элементы – с креативными изысками, современные тенденции – с древними традициями.

– Сочетание различных современных техник с этническими мотивами становится все более популярным, – полагает мастер Наталья МАНУЛЕНКО, представившая на выставке декоративные блюда, обтянутые расшитым войлоком.

Для многих мастеров исконные национальные мотивы становятся источником вдохновения. В итоге из рук ремесленников выходят дивной красоты композиции, где сухой корень сплетается в одно целое с кобызом, а гобеленовый стежок помогает воспроизвести портрет Абая.

– Меня восхищают предметы в национальном стиле, я сама с удовольствием ношу стилизованные украшения и одежду, – признается мастер Гульмира АЙГОЖИНА. – Кроме того, предметы, выполненные в традиционных техниках декоративно-прикладного искусства, очень практичны: зимой в них тепло, летом – нежарко. Мне очень нравится создавать работы из войлока – традиционные казахские напольные ковры – текемет, сумки – коржын. И сегодня это не просто предметы декора. Например, традиционный напольный ковер использует мой сын во время занятий лечебной физкультурой.

Мастера убеждены, что популяризация народных ремесел – один из эффективных способов глубже познавать собственную историю, возродить исконные традиции.

– Печально, но за последние 70–80 лет многие забыли даже названия предметов, без которых был немыслим быт. Начинающие ремесленники путают названия, не отличая, например, домотканый грубошерстный ковер без ворса – алаша от узорчатого войлочного ковра – сырмак. Чтобы создать настоящий сырмак, нужно тщательно изучить технику исполнения, а значит, вспомнить истоки, собственную историю и культуру, – подчеркнула руководитель казахского национального центра “Айша-Биби” Айман БОКПАСАРОВА.

Словом, даже такой простой, на первый взгляд, предмет, как войлочная подушка, выполненная с соблюдением традиционных ремесленных канонов, может превратиться в наглядное пособие по истории, этакий фрагмент давно ушедших эпох, органически вливающийся в современную жизнь.

– Подводя итоги завершающегося 2019 года, мы решили провести такую выставку-фестиваль, чтобы продемонстрировать всё многообразие народного декоративно-прикладного искусства и в очередной раз привлечь внимание к труду ремесленников, – подчеркнула директор Дома дружбы Семея Надежда ШАРОВА. – К тому же все изделия настолько красивые, что они достойны стать украшением любого праздника.

СЕМЕЙ