Известный казахстанский блогер и общественница Насима Корганбекова потребовала от FlyArystan 2 тысячи тенге, сообщает Caravan.kz.
Перерегистрация за свои деньги
Насима Корганбекова должна была вылететь из Алматы 7 декабря в 15:55, но рейс перенесли три раза, и вылет состоялся 8 декабря в 9:30. По словам блогера, рейс перенесли из-за погодных условий.
"Я согласна, безопасность важнее. Но. Ни воды, ни еды, ни извинений никто не получил. Помимо дорогого билета (почти 50 тысяч тенге), я потратила 10 тысяч тенге на такси (чтобы доехать до родственников, переночевать у них и вернуться обратно), еще 15 тысяч потратила на еду, сейчас еще 5 тысяч собираюсь потратить. То есть поездка в один конец становится дороже и дороже", — отметила Корганбекова.
Перед вылетом ее заставили перерегистрироваться в аэропорту, потому что регистрация была 7 января, а на календаре уже 8.
"Взяли за это 2000 тенге. Если про все вышеописанное я еще молчу, то последнее - это уже ни в какие рамки. FlyArystan, требую вернуть мои 2000 тенге! Не хочу чтобы моя двушка уходила на вашу недоброжелательную авиакомпанию!", — заявила блогер.
Замена билета без доплаты
Пожаловался на лоукостер и глава Ассоциации мини-маркетов РК Бауржан Нуркенов. Он заявил, что авиакомпания "злоупотребляет своим положением". Он столкнулся с проблемами 4 января.
"Если клиент купил заранее билет и вы сами переносите время вылета на 4 часа, то почему вы не делаете замену билета без доплаты? Это ведь происходит по вашей вине? По-моему, это ущемление прав потребителя. Переговорил с представителем компании, они сказали, что это правила, и я могу обращаться куда хочу со своей претензией", — заявил Бауржан Нуркенов.
Нуркенов направил заявления по e-Otinish в транспортную прокуратуру, Комитет гражданской авиации и Агентство по защите и развитию конкуренции.
"Пункт 23.7 Правил воздушных перевозок пассажиров авиаперевозчика FlyArystan гласят, что: при предварительной отмене рейса либо изменении времени вылета рейса более чем на 1 час Перевозчик обязан по выбору пассажира бесплатно перебронировать билет на ближайший рейс либо вернуть полную стоимость неиспользованных полетных сегментов билета. Получается, они даже свои правила не соблюдают", — заключил он.
Ноль коммуникации
Журналист Александр Ляхов признался, что нужно "очень постараться", чтобы вывести его из себя. В канун Нового года он должен был вылететь из Астаны в Алматы и успеть вернуться домой для праздника в кругу семьи.
"Пуржило, я знал о том, что из-за непогоды многие рейсы переносятся, но сайт аэропорта Астаны показывал, что с моим рейсом всё нормально: идет регистрация. И, поскольку зарегистрировался я заранее, багаж при мне был только ручной, я сразу же пошел на досмотр. Благополучно пройдя его, стал разыскивать нужный мне гейт, но на табло моего рейса не было, и никто из сотрудников аэропорта подсказать ничего не мог. Вообще в части информированности пассажиров в этот вечер творился полный бардак. Сайты аэропортов Астаны и Алматы не стыковались ни между собой, ни с сайтом FlyArystan, ни с табло в зоне вылета", — отметил Ляхов
Он получил SMS о переносе, а затем и об отмене рейса.
"Вывод: авиакомпаниям и аэропортам можно, конечно, ссылаться на погодные условия, но не лучше ли наладить коммуникации – и между информационными системами, и, что главнее, между людьми?" — предложил журналист.
FlyArystan функционириует внутри структуры Air Astana. 4 декабря Air Astana обязали не поднимать цены до конца 2024 года. 6 декабря авиакомпанию оштрафовали за перенос рейса. 26 декабря стало известно, что в 2023 году Air Astana 266 раз меняла свои воздушные суда на бюджетные FlyArystan.
Как исправить ситуацию
Говоря об экономической составляющей, экономист Ерлан Каримов пояснил корреспоненту Caravan.kz, что в Казахстане региональная диспропорция развития аэропортов. Только воздушные гавани Астаны и Алматы могут рассчитывать на прибыль.
"Другие аэропорты требуют постоянного финансирования, поэтому целесообразно их передавать бизнесу. Насчет FlyArystan ситуация сложная, так как в целом по стране проблема номер один всех авиакомпаний - это отсутствие собственного авиатоплива. Импорт идет из Туркменистана, Китая и России", — отметил Каримов.
Спикер отметил, что FlyArystan держится за счет своей материнской компании Air Astana. Она использует единую инфраструктуру (собственную лоукостер не потянет) и делит с ней направления.
Экономист также напомнил, что на сегодняшний день Институт экономических исследований по поручению президента готовит Национальный инфраструктурный план, где также отражены проблемы и возможности развития гражданской авиации.