Если, наконец, вы начинаете раздражаться, потому что плохо разбираете слова собеседника, сидящего напротив вас за столом - для вас наступило самое время обратиться к врачу-сурдологу.
Но не огорчайтесь - вы не одиноки в своей беде. В мире более 500 миллионов людей страдают от снижения слуха, а десятки миллионов лишены его полностью.
В Казахстане они исчисляются десятками тысяч человек.
Слух - важнейшее чувство, во многом определяющее поведение и саму жизнь человека. Особый аппарат, созданный природой в нашей голове, передает звуковые волны через сложную систему рецепторов в наш мозг - и мы слышим звуки этого мира, пение птиц, шелест травы, звуки человеческой речи.
Лишенный этих звуков, человек теряет значительную часть прелести и красоты этого мира. Это - большое несчастье. И зачастую горько сознавать, что причиной его становится сам человек. Вернее - его легкомысленное и самонадеянное отношение к своему телу и здоровью.
Причин тугоухости, снижения слуха или даже полной его потери, немало. Это и различные генетические отклонения и пороки внутриутробного развития. Кстати, большинство случаев безнадежной глухоты возникают именно по этим причинам. Глухота, увы - передается по наследству.
Другой негативный фактор - растущая с каждым годом звуковая нагрузка на наши уши. Ученые подсчитали, что за последние двадцать лет уровень шума в городах возрос в двадцать раз! Громкость - уровень энергии в звуке, измеряется в децибелах.
Так вот: обычный разговор двух друзей ведется на уровне 20 децибел, уличный шум на оживленном проспекте - 90 децибел, а шум на оживленной транспортной развязке может достигать уже 140-150 децибел, при критической норме для человеческого уха в 100 децибел! А еще учтите бесконечно звучащую громкую речь и музыку из телевизоров, радио и плейеров, шум пролетающих над городом самолетов, громкие голоса во дворе и за соседской стеной - и вы поймете, почему в пожилом возрасте абсолютное число людей испытывают проблемы со слухом.
Но ладно бы старики, это в какой-то степени естественно - организм изнашивается и слуховой аппарат - не исключение. Врачей-сурдологов больше всего беспокоит, что тугоухость и глухота сегодня резко "молодеют" и, что также немаловажно, растет число причин, приводящих к различным патологиям слуха.
Нет, наверное, большего горя для родителей осознать, что их ребенок - безнадежный инвалид на всю свою жизнь, Отчаяние от того, что ты не можешь ничем помочь самому близкому, родному существу, своему маленькому сыну или дочери, способно отравить существование любому нормальному человеку.
И тем безумнее радость, когда во тьме безысходности загорается огонек надежды. Когда появляется шанс, что твой ребенок сможет вернуться в общество нормальных людей, жить среди них и не чувствовать себя в чем-то ущемленным.
У Сагадат Акпаровой, матери шестилетнего Алишера, как только она начинает рассказывать о событии, которое перевернуло всю жизнь их семьи, до сих пор дрожит голос и на глаза наворачиваются невольные слезы. Но это слезы радости: полтора месяца назад ее сын стал слышать…
Алишеру, как и еще двадцати маленьким пациентам, которым судьбой уготовано было никогда не слышать звуков этого мира, полностью глухим от рождения или после болезни, врачи Алматинской детской клинической больницы "Аксай" сделали сложную операцию: кохлеарное имплантирование. Сделали, кстати, впервые в нашей стране!
В ухо был вживлен специальный электронный чип-имплантант, который непосредственно выходит на нервные окончания той зоны мозга, которая ответственна за восприятие звука. Таким образом, минуя разрушенные природные механизмы внутреннего уха, звуки воспринимаются напрямую, как через транслятор.
До последнего времени люди с высокой, четвертой степенью тугоухости и полностью глухие не могли иметь шансов когда-нибудь окунуться в мир звуков, даже самые лучшие слуховые аппараты им не могли помочь. Участь таких людей была печальной - спецшкола, огромные проблемы при освоении языка, в общении, ограничения по работе и просто по жизни… Сегодня операции по кохлеарному имплантированию, пришедшие к нам с Запада, успешно выполняют казахстанские врачи.
- Операции проводить нам помогали наши коллеги - хирурги из Франции, Сербии и России, - рассказывает директор больницы Ермек Аязбеков. - Их помощь, их опыт были неоценимы, несмотря на то, что несколько наших врачей прошли обучение в лучших клиниках Германии, Австрии и России. Ведь операция по вживлению имплантанта - весьма тонкое, скрупулезное дело, она требует от хирурга и мастерства, и навыка. Сегодня наши врачи уже могут проводить такие операции совершенно самостоятельно.
Суть операции, как пояснил Ермек Аязбеков, проста: в височную кость вводятся 12 электродов, затем, через определенное время, настраивают транслятор, который ребенок носит за ухом. И через несколько недель дети прекрасно слышат все звуки.
Срок службы аппаратов - шестьдесят-семьдесят лет. Кохлеарная имплантация - единственный на сегодняшний день высокотехнологичный метод хирургического лечения тугоухости.
Сегодня в подобной операции в Казахстане нуждается свыше 260 детей. В этом году Минздрав РК затратил 113 миллионов тенге на приобретение диагностического и лечебного оборудования для кохлеарной имплантации и закупки 20 имплантантов. Стоимость каждого - двадцать пять тысяч долларов США, еще пять тысяч стоит сама операция, которая проходит в течение трех-четырех часов.
Но детям все обходится бесплатно. Больница "Аксай" сотрудничает сегодня с самыми лучшими мировыми производителями имплантантов и оборудования для них, таких как австрийская "Медел" и немецкая "Кохлеар", сотрудники которых также помогают маленьким казахстанцам, перенесшим операцию - материалами, обучением врачей - сурдологов и многим другим.
- Если кохлеарную имплантацию провести в раннем детском возрасте, есть все шансы, что к семи годам ребенок сможет учиться в обычной школе, нормально общаться со сверстниками, прекрасно говорить, петь песни - словом, вести образ жизни нормального, полноценного ребенка - говорит Ермек Аязбеков. - Ведь у ребенка очень пластичный организм, имплантанты приживаются легче, да и речевые навыки закладываются в детстве. Однако операция - это не конец, а только начало довольно длительного процесса реабилитации маленького пациента. Ведь ребенок, лишенный слуха с рождения, даже обретая возможность слышать звуки, поначалу не в силах понять их, правильно интерпретировать. Попросту говоря, маленький человек должен научиться понимать, что значит тот или иной звук, научиться самому произносить звуки и складывать их в слова.
Отсюда видно, как человек, его внутренний мир, его личность связаны с его окружением и обучением в ходе первых лет жизни. Слух, речь и мышление связаны между собой самым тесным и непосредственным образом.
Так уж создала нас Природа, что по-настоящему человек может развиваться только тогда, когда слышит звуки, может их воспроизводить и общаться с помощью языка.
Поэтому послеоперационная реабилитация - важнейший, а зачастую и решающий этап для полной социальной адаптации прежде глухих людей.
Первое подключение речевого процессора должно проводиться через 4-6 недель после операции - это очень ответственный этап, в котором принимают участие как аудиолог, так и сурдопедагог.
Длительность первой настроечной сессии составляет 2-3 недели, в течение которых аудиологом, совместно с сурдопедагогом осуществляются 5-6 настроек.
Нужно так настроить аппарат, чтобы ребенок не только слышал, но и чувствовал себя комфортно. Это очень сложная задача, если иметь в виду, что ребенок маленький и не может рассказать врачам, что он чувствует. Одновременно проводятся занятия с сурдопедагогами, консультации психолога, осуществляется аудиологический контроль.
В течение первого года после имплантации должны проводятся четыре настроечные сессии. Длительность сессий программирования составляет в среднем 7 дней.
В течение второго года после имплантации проводятся еще две сессии программирования речевого процессора, а по истечении двух лет настройки процессора и сурдопедагогические занятия проводятся при необходимости, но не реже одного раз в год.
Все это говорит о том, что от родителей ребенка и врачей требуется огромная работа, чтобы правильно восстановить все функции слуха оперированного ребенка.
К сожалению, не все могут полностью посвятить ему свое время - надо же не только часами ежедневно заниматься с ребенком, водить его к врачам, но еще и зарабатывать на жизнь… От этого иногда эффект от операции снижается. Но тут уж приходится выбирать - или полная самоотверженность на несколько лет, трудная, упорная ежедневная работа, в ущерб карьере и доходам. Или здоровый, или почти здоровый ребенок…
На следующий год в больнице "Аксай" намечают вернуть слух еще пятидесяти-шестидесяти детям. И всем - бесплатно, государство выделяет на это деньги.
- При должном финансировании мы закроем потребности кохлеарной имплантации в стране через пять - шесть лет - уверен Б. Аязбеков.
Однако есть и проблемы. Кохлеарная имплантация изобретена сравнительно недавно, а число взрослых уже людей с абсолютной потерей слуха достаточно велико. Можно ли проводить такие операции взрослым людям? Можно, но при этом труднее добиться положительного эффекта.
Три такие операции провели в пятой Алматинской больнице - и вроде успешно, люди, всю свою жизнь жившие в тишине, обрели слух. Однако показаны такие имплантации далеко не всем.
В любом случае решать вопрос о возможности проведения КИ необходимо после проведения тщательных исследований внутреннего уха для определения наличия жидкости.
Это очень важно для определения возможности проведения операции чисто технически, так как, с возрастом, или после болезни, например, перенесенного менингита очень часто развивается оссификация улитки (т.е. улитка зарастает костной тканью) и проведение оперативного вмешательства в этих случаях, увы - невозможно.
Есть также хронические воспаления уха, индивидуальная непереносимость некоторых препаратов, например, при общем наркозе и много других ограничений.
Но медицина идет вперед и можно надеяться, совершенствование методов кохлеарной имплантации в будущем позволит все большему количеству людей вновь окунуться в пленительный мир звуков.
Изображение с сайта http://www.8a.ru