Возвращение почти на двести лет назад

18 июня 1815 года великий французский полководец со своими 124 тысячами гвардейцев решился дать бой 214 тысячам солдат, кавалеристов и артиллеристов союзнического альянса.

Со школьных лет нам это местечко известно как Ватерлоо. Хотя в данном городке был только штаб командующего союзников герцога Веллингтона. А к высоткам Мон-Сен-Жан, где и полегли почти 16 тысяч человек, ведет пешеходная тропинка мимо таких вот респектабельных особнячков бельгийского “среднего класса” (фото 1).

Затем начинаются яблоневые сады и пастбища для лошадей и овец. А через полтора часа неспешной прогулки начинает расти на горизонте насыпной Холм Славы с бронзовым львом на вершине (фото 2).

Взбираться наверх непросто, но крайне познавательно. Ведь на этих самых пашнях, среди этих рощиц и оврагов громыхала битва, повернувшая весь ход истории XIX века. В этот же раз даже дождливая погода в точности повторяла климат почти двухвековой давности.

Десятки тысяч зрителей из разных государств Евросоюза наблюдали за конниками и пешими колоннами, обмундированными в точности, как когда-то французские, голландские, прусские и английские войска. Круговая панорама со стереофоническим звучанием в местном музее усиливала иллюзию присутствия на поле великой битвы (фото 3).

Но чуда, как всегда, не случилось, Наполеон и в этот раз был разбит. Только часы с необычным циферблатом в кабачке “Ватерлоо” продолжали упорно настаивать на том, что время возможно повернуть назад (фото 4).

Сергей ЗОЛОВКИН, Эмма ЧАЗОВА-ЗОЛОВКИНА