– Меня пригласили работать инструктором в один из спортивных клубов южной столицы, – рассказывает один из самых титулованных пауэрлифтеров современности Алексей Сивоконь. – Тренирую ребят. Сейчас готовлю команду на республиканскую спартакиаду.
– Уход с должности директора в простые инструкторы шагом назад в карьере не считаете?
– Нет, это не понижение. Дело в том, что та работа, которую я сейчас делаю, приносит результаты, и я получаю от этого удовольствие. Будучи директором, я выполнял немного непонятные мне функции, занимался хозяйственной деятельностью, многое не знал в том же налоговом законодательстве. При этом еще пришлось заниматься проблемными “хвостами” прежнего руководства. Сейчас я делаю любимое дело, в спортзале чувствую себя как рыба в воде. У меня появилось время самому тренироваться.
– Так, может, стоит ожидать вашего возвращения в большой спорт?
– В декабре я уже выступал на внутренних соревнованиях, выжал 205 кг без экипировки и 227,5 кг в майке. В конце весны или в начале лета в Алматы пройдет чемпионат Казахстана по жиму лежа, в котором также планирую принять участие.
– А на международных соревнованиях собираетесь выступать?
– Посмотрим. Желание есть, но все зависит от финансирования. Я ведь больше не могу выступать среди любителей. В пауэрлифтинге, как и в боксе, если ушел в профессионалы, обратной дороги нет. Могу заявиться только, к примеру, на чемпионат республики, поскольку здесь меня все знают.
– Ваша нынешняя форма позволяет показывать высокие результаты?
– Сейчас я готов практически на 90 процентов. До весов, которые поднимал раньше, не хватает буквально десяти килограммов. Это можно наверстать за 3–4 месяца тренировок, если не будет никаких травм.
– Зарубежные соперники знают о вашем возвращении?
– Пока нет – узнают, когда придет время подавать заявку на участие в соревнованиях. Наверное, за те два года, что я не выступал, народ от меня немного отвык. Если же мое имя снова появится в числе участников, соперники будут удивлены и, наверное, попытаются сменить категорию. Сам же планирую выступать в весе до 75 кг (подавляющего большинства своих успехов Сивоконь добился в весовой категории до 67,5 кг. – Прим. автора), поскольку уже сейчас набрал 70 кг.
– Показалось, что с вашим уходом интерес к пауэрлифтингу в Казахстане упал. Если раньше СМИ писали о ваших победах на чемпионатах мира, то сейчас совсем тишина…
– В Казахстане соревнования как проводились, так и проводятся. В прошлом году наша сборная заняла на чемпионате мира пятое место, а участвовали там спортсмены более 35 стран. Это хороший результат, потому что, когда я выступал, мы в командном первенстве занимали, как правило, шестое-седьмое место. Лучший же результат был в 1993 году, когда мы стали третьими. Так что с моим уходом пауэрлифтинг в Казахстане не умер. Если раньше я был единственным в команде чемпионом мира, то теперь появился Сергей Вайгант, выигравший в прошлом году мировое первенство в жиме лежа в весе до 100 кг. Рустам Юльчиев из Алматы дважды становился серебряным призером чемпионата мира по жиму лежа и один раз – бронзовым (вес до 110 кг). Двукратный чемпион Азии по пауэрлифтингу Залим Куванбаев (до 90 кг) взял бронзу на последнем чемпионате мира…
– Каким образом можно поднять интерес к пауэрлифтингу, которому сильно не хватает популяризации?
– В первую очередь его надо пропагандировать в средствах массовой информации, на телевидении, издавать журналы. Правда, это затратное дело, а республиканская федерация не столь богата, чтобы располагать такими финансовыми средствами. Недостаток популяризации еще, наверное, и потому, что пауэрлифтинг – неолимпийский вид спорта. Многие даже о нем не знают.
– Международная федерация пауэрлифтинга ведет работу по включению этого вида спорта в олимпийскую семью?
– Да, кое-что делается. К примеру, с этого года меняются весовые категории – вместо одиннадцати их будет десять. Это значит, что будут и новые мировые рекорды.
– Получается, что все ваши рекорды будут переписаны?
– Да, к сожалению. А что делать? То же самое в свое время произошло в тяжелой атлетике: ввели новые категории, появились новые рекорды. Это касается не только мировых достижений, но и рекордов Азии, Казахстана и т.д. Правда, во внутренних соревнованиях этот год мы будем выступать по старым правилам, а новые нормативы у нас утвердят с 2012 года.
– В плане телегеничности пауэрлифтинг сильно уступает той же тяжелой атлетике?
– Да. У пауэрлифтинга есть одно важное неудобство. У нас работают с большими весами, позади спортсмена стоят ассистенты, и зрителю не всегда понятно, то ли спортсмен сам работает, то ли ему помогают поднимать штангу. Вот если бы придумать приспособление, куда спортсмен, не справляющийся с весом, мог бы убрать штангу. А так сейчас один на один со штангой оставаться опасно. Неудобна для зрителей и раундовая система. Если в тяжелой атлетике спортсмены подходят к штанге в зависимости от веса на ней, то у нас веса постоянно меняются в зависимости от того, кто из спортсменов выполняет подход. Этот постоянный разброс в весах смущает неподготовленного зрителя. Ему не всегда понятно, кто лидирует, кто идет следом за ним.
– Тем не менее зрители ходят на соревнования?
– Смотря в какой стране они проходят. К примеру, в Италии мы соревновались на чемпионате мира в большом зале с тремя помостами. Тогда участвовали спортсмены из 72 стран – никогда прежде такого не было. На соревнованиях было очень много детей. Помню, когда меня повели на допинг-контроль, они обступили с просьбами об автографе. Допинг-комиссар, который вел меня, начал нервничать, торопить. В Японии тоже было много зрителей – там любят такие виды спорта. В Америке пауэрлифтинг очень развит и популярен. В Финляндии соревнования проходили в ледовом дворце, где играют в хоккей. Так там был полный зал.
– Вы человек очень авторитетный в мире пауэрлифтинга. Какие советы можете дать тем, кто только начинает заниматься этим видом спорта?
– Во-первых, работать не самостоятельно, а с тренером, технически правильно выполнять упражнения. Если спортсмен привыкнет неправильно делать упражнения, то потом очень сложно будет переучиться, а это чревато травмами. На соревнованиях автоматически происходит то, что ты делаешь на тренировках. Еще надо не бояться тренироваться и не делать больших пауз в занятиях. Чтобы такого не было – неделю отзанимался, потом две пропустил. Если поставил перед собой цель – выполнить, к примеру, первый разряд, то надо к ней стремиться. Затем ставить следующую цель.
– А каких ошибок надо избегать в тренировках?
– Существует очень много технических нюансов: что в приседании, что в жиме лежа, что в тяге. К примеру, в тяге и приседании надо держать спину, при жиме лежа многие отрывают таз. Это все происходит автоматически, когда отключаешься и подходишь к штанге уже на автопилоте, полностью сконцентрированным.
– Какую диету необходимо соблюдать спортсмену, занимающемуся пауэрлифтингом?
– Особой диеты нет. Естественно, нельзя, как и в любых других видах спорта, употреблять спиртное. Разные развлекательные мероприятия, ночные клубы лучше тоже обходить стороной. Необходимо соблюдать режим: поспал, поел, потренировался, отдохнул. У нас не бодибилдинг, где нужна особая диета, особенно во время подготовки к соревнованиям. В пауэрлифтинге в этом плане все намного проще. В принципе, есть можно все. В первую очередь надо употреблять белковую и углеводную пищу: мясо, рыбу, рис, макароны.
– Как обстоит дело с вашей хронической травмой спины?
– Я не помню, как это состояние звучит на языке медиков. Ситуация держится на одном уровне – не лучше и не хуже. Главное, что хуже не становится. Постоянно подкачиваю спину. Правда, травма нет-нет да и дает о себе знать.