Возвращение к истокам: чем прославилось российское объединение "Казахи Омска"

В сказки о Золушке верят и сегодня. На хеппи-энд надеются тысячи и тысячи девушек в разных концах света. Только мечты у всех разные. Для одних встретить своего принца и есть предел мечтаний. А для других встреча с ним означает новые перспективы.

Торгын Ашенова вряд ли считает себя Золушкой и, наверное, даже рассмеется, узнав о том, что я так ее назвала. Но между тем вся история самой Торгын это и есть рассказ о современной Золушке и важности того, как надо мечтать, ибо мечты имеют свойство исполняться.

Начало

Торгын родилась в маленьком ауле Байымбет одного из районов Омской области. Именно в ауле, потому что основное население здесь составляли казахи. С детства девушка привыкла чтить народные традиции. В семье, где было четверо детей, а Торгын старшая, не привыкли много говорить. Родители много работали, а свободное время заполняли чтением казахских книг, изучением истории родного народа. После окончания школы Торгын решила поступать в университет в Омске. Сказано – сделано.

Но какая история Золушки без принца? Своего принца Торгын встретила еще студенткой. Муж Куаныш стал ей опорой во всем.

Да, он не принц из сказки, но именно тот человек, который понимает, вдохновляет и помогает. Сегодня Торгын Мухамедьяровна является преподавателем кафедры теории и истории права и государства Омской академии МВД, она кандидат юридических наук.

Хорошая работа, уважение среди коллег и слушателей, любящий муж, двое детей. Казалось бы, что еще нужно? Ан нет. Еще будучи студенткой, Торгын поразилась тому, что однокурсники-казахи не знают родного языка, не соблюдают традиций дедов.

– Я сама родом из казахского аула, которых в Омской области много, и я родилась в одном из них. Мы выросли в казахской среде, у нас преподавался казахский язык. Мы на всем этом выросли, – рассказывает Торгын. – И когда я поступила в университет, обрадовалась тому, что было много казахов. Но многие из них не знали родного языка. Культурно живут: блеск и нищета омских казахов

Торгын с сестренкой решили исправить ситуацию. Но как это сделать? И здесь на помощь пришел Его величество случай.

На сайте казахи.ру появился призыв встретиться омским казахам.

После этой встречи Торгын и решила: надо возрождать традиции, чтобы казахская молодежь, живущая в Омске, знала язык дедов и отцов.

Сначала решили организовать встречу. Пришли человек 20. Разговор шел о том, нужно ли знать традиции казахов и соблюдать их или нет.

После этой встречи создали страницу “ВКонтакте” с названием “Казахи Омска”.

– Там в основном обсуждали межнациональные браки, традиции, язык, – продолжает свой рассказ Торгын. – И потихоньку городская казахская молодежь стала тесно общаться. Наверное, на тот момент как воздуха не хватало казахского, потому что мы каждую неделю собирались и играли в волейбол, футбол. Хотелось общения друг с другом.

Эти встречи послужили толчком к созданию газеты “Атамекен”, в которой писали о казахах, народных традициях. Затем открыли курсы казахского языка в университете, куда стали подтягиваться юноши и девушки.

Ару кыз

Первые шаги показали Торгын, что она на правильном пути. Тогда же ей показалось естественным организовать конкурс красоты среди казашек “Ару кыз”. Ее пытались отговорить, дескать, таких конкурсов полно.

Торгын стояла на своем:

– Наш “Ару кыз” – другой, он казахский в том плане, что девушка должна показать, что она знает традиции казахов, может рассказать о каком-то обычае. Мы будем интеллектуальный конкурс проводить в национальных одеждах и т. д. Как живут московские казахи

О конкурсе много писали, победительница выиграла путевку в Арабские Эмираты. После этого к Торгын стали подтягиваться молодые казахи.

Она побывала в Казахстане на одном из мероприятий и затем решила создать общественное объединение.

Сегодня российское общественное объединение “Казахи Омска” широко известно в городе благодаря тому, что проводит много акций и мероприятий. Сама же Торгын сейчас выступает все больше консультантом, а руководит объединением муж Куаныш. В декабре 2017-го преподаватель кафедры теории и истории прав кандидат юридических наук Торгын Ашенова была награждена за активное участие в общественной деятельности региона. Как писали тогда, “под ее руководством было реализовано множество социально значимых проектов в области образования и межнациональных отношений, заслуги Т. М. Ашеновой отмечены на разных уровнях власти. Она является лауреатом молодежной премии губернатора Омской области, победителем народного голосования в номинации “Молодежный лидер” в проекте 12-го канала “Человек года”.

Истоки – наше всё

Выросшая в ауле, Торгын с детства поняла, что всё в казахской семье зиждется на женщине – матери, жене, хозяйке.

– Именно мать воспитывает детей, – говорит Торгын.

Поэтому вслед за “Ару кыз” объединение “Казахи Омска” организовало конкурс среди казахских замужних женщин. Главными условиями для участия в конкурсе стали три года замужества, наличие детей в семье, а в творческом номере – показ одного из казахских обычаев.

Конкурсы стали толчком для изучения казахского языка и обычаев. Торгын вспоминает, как одна из участниц конкурса “Ару кыз” не смогла исполнить песню на казахском языке, потому что не знала его. А сегодня она не просто поет на казахском языке, а собирает залы. Другая участница нынче преподает казахские танцы.

А затем решили возобновить газету. До этого выпуск газеты “Атамекен” прекратился из-за отсутствия финансирования. Сейчас газета “Казахи Омска” выходит регулярно, хотя есть проблемы и с ее финансированием. Газету читают в казахских аулах, у нее есть подписчики, которые и становятся ньюсмейкерами.

Современные технологии тоже берутся на вооружение. В объединении “Казахи Омска” несколько лет реализуется проект “Ойнатека” (“Игротека”). В рамках проекта ребята знакомятся со старинной казахской игрой “Тогыз кумалак” и предлагают свои идеи для новых игр. Так, родилась идея игры о великих казахских людях. С этой игрой знакомят детские дома, дома престарелых, аулы.

“Нить поколений” – новый проект. Городская молодежь выезжает в аулы с концертами, показом кино. А апашки и аташки показывают, как ткать ковры, шить корпешки.

Проект полезен еще и тем, что горожане начинают говорить по-казахски. В планах, как подчеркивает Куаныш Елеутаев, дальше развивать этот проект. Активисты собираются выезжать и дальше в аулы записывать легенды, сказания бабушек и дедушек, чтобы потом это передать молодым.

Тесные связи сложились с Павлодаром благодаря преподавателю казахского языка Шолпан Кенжековой. Она и подсказала идею создания летнего лагеря по изучению казахского языка в ауле. И в этом году впервые такая школа будет организована.

Стрельба из лука, изучение шежире (родословной) – это то, что сегодня продвигают в объединении “Казахи Омска”. Казахи издревле занимались стрельбой из лука, отмечает Куаныш. Это нужно знать и сегодня, чтобы прикоснуться к истокам. А также не менее важно знать свою родословную. С какими трудностями сталкиваются "казахи", проживающие за рубежом

– Казахи из поколения в поколение, – говорит Куаныш, – передавали имена своих прадедов и дедов. Делалось это, чтобы не допустить кровосмешения и для здорового потомства.

А еще в РОО “Казахи Омска” мечтают об открытии детского казахского центра, чтобы ребятишки с малых лет приобщались к культуре родного народа. В центре планируется изучение истории, традиций казахского народа. Дети будут рисовать, вышивать, придумывать компьютерные игры и т. д.

***

Обществу “Казахи Омска” 8 июля этого года исполнилось ровно четыре года, как их официально зарегистрировали. Но за это время они стали заметны в городе и области. Во многом это происходит из-за неугомонности супругов.

Торгын Ашенова не собирается останавливаться на достигнутом. В планах у нее продолжение научной карьеры. Но больше всего сейчас она хочет создать шежире своей семьи, чтобы передать детям. Если в каждой семье будут знать свои истоки, как утверждают супруги, есть надежда, что связь поколений не прервется. Выходит, для современных золушек сегодня важно не только встретить принца, но и быть полезной для людей? А ведь классическая сказка о Золушке как раз об этом: девочка трудилась для отца, сестер и даже злой мачехи. Главное – что ты оставишь после себя.

АЛМАТЫ