Возможный запрет на ввоз российского бензина в Казахстан прокомментировали эксперты

Отмечалось, что с начала 2014 года на казахстанский рынок поступает достаточно большой объем дешевых российских нефтепродуктов, что затрудняет сбыт казахстанских ГСМ. Также в СМИ говорилось, что в связи с этим Министерство нефти и газа Казахстана в очередной раз задумалось над временным запретом ввоза российского бензина в Казахстан. Не исключаются возможности введения ограничения на импорт ГСМ из России в Казахстане уже в этом году.

Аналитик Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ) Камилла Манакова полагает, что введение запрета на ввоз или количественного ограничения импорта российского бензина возможно в качестве временной меры сроком на 3-6 месяцев при повторении прошлогоднего сценария весеннего затоваривания внутреннего рынка Казахстана. По словам аналитика, решением данной проблемы мог бы стать экспорт светлых нефтепродуктов. Однако она добавила, что на данный момент запрет на него действует с целью предотвращения реэкспорта в рамках двустороннего соглашения с Россией. "В любом случае, для Казахстана было бы важнее более полно загрузить производственные мощности своих НПЗ", - сказала Манакова. Собеседница также считает, что введение запрета на российский бензин может позволить более активно использовать другие варианты пополнения запасов ГСМ, в том числе и за счет толлинга.

Как отметил начальник управления по работе с корпоративными клиентами инвестиционной компании Freedom Finance Сакен Усер, корни такого решения лежат исключительно в рамках правительственных интересов по защите внутреннего рынка потребления. Он добавил, что защита внутренних интересов, в том числе интересов функциональности местных НПЗ, критически важна. "Значительное подорожание цен на российский бензин и отсутствие мотивации инвестирования в нефтеперабатывающий сектор - один из мотивов ограничения", - пояснил Усер.

В свою очередь, аналитик российского инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Антон Сороко полагает, что запрет на российский импорт может негативно повлиять на эффективность внутренних казахстанских производителей, которые получат монопольное право на реализацию собственной продукции и, как следствие, получение сверхприбыли. "Возможно, есть смысл во введении квот, но тут необходима тонкая настройка потока светлых нефтепродуктов, иначе какой бы то ни было выгоды от этого нововведения государство не получит", - сказал он. Аналитик также не исключает, что переменчивость казахстанской стороны может привести к переориентации российских НПЗ на другие рынки, где можно добиться более стабильных поставок своей продукции.

С таким мнением согласился и ведущий аналитик Wild Bear Capital Виктор Неустроев. Он считает, что введение запрета на ввоз российского бензина не будет столь эффективным. "Да, казахстанские НПЗ будут работать в штатном режиме, но проблема сохранится. Это никоим образом не будет стимулировать их модернизировать технологии и не позволит разрешить проблему", - заявил эксперт. Неустроев предложил некоторые пути решения этой проблемы, например, заставлять заводы снижать цены на бензин и субсидировать их за это. "Однако все это делает экономику более нездоровой", - добавил он.

По словам старшего аналитика компании "Альпари" Анны Бодровой, сейчас не самое идеальное время для введения заградительных мер. "НПЗ Казахстана тоже должны учитывать рыночные условия для масштабов производства. Заградительная мера создаст комфортные, но совершенно нерыночные условия для казахстанских НПЗ, и это заведомо тупиковый путь", -заявила она.

Напомним, в прошлом году Казахстан уже сталкивался с подобной ситуацией, когда в огромном количестве российский бензин начал заходить по более дешевым ценам. В связи с этим на рынках Казахстана возникла затоваренность, и правительство приняло решение ввести ограничение на ввоз российских нефтепродуктов. Запрет начал действовать в Казахстане с мая 2013 года. 1 ноября 2013 года Казахстан снял эти ограничения, после чего российский бензин вновь пошел на рынок Казахстана.